ЦЕЛЬ: выявить способы авторской
характеристики Насти, определить, что писатель ценит в людях; воспитывать у
ребят чувство любви, уважения, ответственности к самым родным, самым близким
людям- к родителям.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: беседа, словарная
работа, чтение и анализ прочитанного.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Паустовского,
музыкальная композиция- запись
песни «Мама» в исполнении
Лазаревой(слова – МартыненкоТ., музыка – Розанов А.), карточки с индивидуальным
заданием для проверки домашнего задания.
УЧИТЕЛЬ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ - Евдокимова Ирина
Николаевна
ПЛАН УРОКА
- Организационный
момент
- Проверка домашнего
задания
- Работа по составлению
портрета Насти
- Обсуждение смысла
названия рассказа
- Заключительное слово
(наставление) учителя
- Домашнее задание
СЛОВАРЬ:
Пустельга- 1.Хищная птица из семейства
соколиных.
2. Легкомыслинный, пустой человек
(разг.)
ЭПИГРАФ
УРОКА:
За добро плати добром, не будь пустельгой.
К.Г. Паустовский
ХОД УРОКА
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
МОМЕНТ
§ Беседа по прочитанному
Каково ваше впечатление о рассказе
«Телеграмма» Паустовского?
- О чём этот
рассказ? (Основная тема —
взаимоотношения родителей и детей. Вопрос Ти хона о Насте — завязка. Также в рассказе речь идет о
милосердии, об от ветственности человека за свои поступки.)
- Определить,
как построен рассказ, выделить 3 основные части и озаглавить каждую.
1.
часть
— Мать.
2.
часть
— Дочь.
3.
часть
— Телеграмма.
-Последняя (4
часть) в композиционном плане играет роль эпило га. Основные действие уже
закончено: мать умерла и похоронена по сторонними людьми, односельчанами; дочь
не успела не только уви деться с ней, но и на похороны. Но автор оставляет
надежду на то, что холод души ее растоплен слезами боли и раскаяния. Для Насти
это то же «зарубка на сердце».
- Подумаем,
для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?
(Она настраивает
читателя на определенный лад, подготавливает к
восприятию произведения, создает тональность
повествования.)
- Какие мысли автор передает через этот
пейзаж?
(Пейзажную
зарисовку пронизывает мысль об увядании, даже омерт вении природы: октябрь —
«на редкость холодный», ветлы — «облетев шие», трава — «полегла». Само время,
кажется, замедлило свое течение (тучи «тащились», «цеплялись», «даже сыпались
назойливо».), и вечно будет длится этот нагоняющий тоску осенний месяц )
·
Какие
чувства вызывает у вас Катерина Петровна? Восстановите прошлое героини. (Прошлое — в воспоминаниях Катерины
Петровны: петербургская жизнь,
«жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Это была счастливая и
насыщенная событиями жизнь, отсвет ее в эскизе к «Неизвестной» Крамского
(подарок самого автора отцу героини). Кате рина Петровна живет воспоминаниями,
они бы могли скрасить ее одино чество. Но и они тускнеют, как «потускнели от
времени» картины на стенах. Автор своим подтекстом подчеркивает, что «сумрачно»
не толь ко в опустевших комнатах, но и в душе героини.)
- Как вы считаете, были ли у Насти
серьезные причины, чтобы не
приехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна
оправдать дочь? Найдите строчки в тексте.
(«Катерина Петровна знала, что Насте
теперь не до нее, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы,
свое счастье. Лучше не мешать». Любовь Катерины Петровны к дочери
самоотверженна и лишена эгоизма. Женщина готова простить и даже оправдать и
отсутствие пи сем, и нежелание приехать. Нельзя без жалости и чувства вины
читать о том, как бережно перебирает Катерина Петровна принесенные почтарем
деньги, представляя себе, что эти бумажки хранят аромат Настиных ду хов, помнят
тепло ее рук. Мы, читатели, пока ничего не знаем о дочери ге роини. Но автор
сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катери не Петровне, что
неприязнь к Насте родилась сама по себе.)
§ Самостоятельная работа по карточкам
Карточка №1
- Каков жанр этого
произведения?
- Почему Тихон солгал
Катерине Петровне?
- Какой многоязычный смысл
заключён в данном выражении?
« Манюша, шмыгая носом,
отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала
внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота».
Карточка №2
- Какова композиция рассказа
«Телеграмма»?
- Почему Катерина
Петровна пытается оправдать свою дочь?
- Какой многоязычный смысл
заключён в данном выражении?
« Керосиновый ночник
вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом
доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до
утра».
Карточка №3
- Какую роль играют в
рассказе Манюшка, Тихон, молоденькая учительница?
- Какой многоязычный смысл
заключён в данном выражении?
«Она задохнулась, остановилась у
старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен.
Его она посадила давно, еще девушкой — хохотушкой, а сейчас он стоял
облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».
Карточка №4
- Для чего хранит Катерина
Петровна «сморщенные перчатки,
страусовые перья, стеклярскую черную шляпу», а потом дарит их
Маняше? - Почему именно
«подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?
- РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПОРТРЕТА НАСТИ
§ Слово учителя
Во II части
рассказа Паустовский резко меняет место действия: он переносит читателя в иной
мир — мир большого города, где живет и работает дочь Катерины Петровны, Настя.
Композиционный переход оправдан и внешним (письмо отправлено — естественно
рассказать о том, как девушка его получила), и внутренним сцеплением событий:
нам давно уже хочется узнать, что же это за бессердечная Настя.
Обратимся к образу Насти.
- Что в ее
внешнем облике подчеркивает автор?
(«Художники
звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Сольвейг — в
переводе означает «Солнечный путь. Но авторское оп ределение «холодные» контрастно
этому имени. Солнце не может быть холодным. Глаза— зеркало души человека.
Что-то подобного мы и ожидали.)
§ Анализ эпизодов, изображающих отношения
Насти к художникам,
а) Настя в мастерской Тимофеева.
- Почему
Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя?
(Произошло то, что
происходит в момент встречи человека с прекрас ным. Героиня потрясена.
«Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый человек. Настя видела,
как на виске его бьется тонкая склеро тическая жилка», «А письмо-то в сумочке
нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. - Эх ты,
сорока», В душе героини происходит внезапный перелом в психологическом
состоянии. Отступило суетное, сиюминутное — осталось главное: мать и ее одиночество.)
- Какая
внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской и ис торией жизни Катерины
Петровны?
(И молодой
талантливый художник, и старая женщина пережива ют душевную драму, причина
которой — человеческое равнодушие и непо нимание.)
- Случайна ли цифра 3 во фразе, вложенной
автором в уста Тимо феева: «Ночи не спишь!.. Три года читаешь о Гоголе. Свиные
рыла снятся?».
(3 года
страдает от одиночества Катерина Петровна, три года про водит в творческих
муках и безвестности Тимофеев, и эти же 3 года жи вет вдали от матери Настя,
живет, по ее словам, так, что «нет времени не то чтобы приехать, а даже
написать настоящее письмо».)
- Как
вы думаете, почему Настя так самоотверженно («будем драться») помогает
скульптуру Тимофееву? Она, по вашему мне нию, бескорыстна? И как это сочетается
с холодным безразличием
к матери?
б) Выставка Тимофеева.
Устраивая
выставку Тимофеева, Настя ходила к председателю Союза Художников.
- Бездушна
ли, по-вашему, Настя?
(Настя отнюдь
не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его
выставки.)
- Найдите в тексте глаголы, которые
указывают на темы Настиной
жизни.
(«Горячилась,
доказывала», хлопотала, ссорилась и мирилась с неу живчивым скульптором,
«приходила в отчаяние». Неужели это самая Настя, которая могла за три года не
написать матери ни одного письма ? Сколько душевных сил потратила.)
- Вспоминала
ли она о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые
приводит повествователь, избегая
всяких оценок.
(«Куда там
сейчас ехать! Разве отсюда вырваться!». «Она подумала о переполненных поездах,
пересадка на узкоколейку, тряской телеге, засо хшем саде, неизбежных
материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашен ной скуке сельских дней».)
-Ничего Настя
не забыла. Сама структура предложения передает неежелание ехать. Даже
упоминание о материнских слезах — «неизбеж ных» - выдает Настино раздражение.
Паустовский предостерегает нас от беспамятства и нелюбви, нас, забывающих в
суете повседневности о главном.
§ Расположите эпизоды, рассказывающие о
выставке Тимофеева.
1.
Обсуждение
выставки, где звучат похвалы Тимофееву и Насте.
2.
Появление
Даши с телеграммой,
3.
Выступление
Першина.
- Как Настя принимает телеграмму?
(Спокойно. Она даже
не поняла, о какой Насте речь.)
· Почему Настя не открыла старому
художнику правду?
(Ей было
стыдно признаться в том, что в это время, когда она на слаждается похвалой, у
нее умирает мать.)
- Почему «Настя скомкала телеграмму и
нахмурилась»?
(Неприятное известие, не вовремя, это
нарушило ее планы.)
§ Чтение и анализ эпизода «Настя под
«хмурым небом».
Этот внутренний
монолог героини — кульминация центральной части рассказа. Героиня переживает
душевный кризис. Ее горькие сле зы — это слезы очищенья. Но с просветленьем
души пришло и твердое понимание: «Поздно! Маму я больше не увижу». Новым
смыслом на полнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение «не
наглядная моя!» и по-детски милое «мама», впервые произнесенное за последний
годы, мы готовы простить все Насте за ее раскаяние.
- Успела
ли Настя приехать к живой матери?
(Не дождалась
старушка дочери. Но односельчане проводили Кате рину Петровну в последний ее
путь по-человечески. Их доброта словно примирила мир природы с миром людей:
«День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой
протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них
тянуло острым и веселым запахом снега. Впервые в пейзаже появляются немрачные,
а светлые, жи вые штрихи.)
§ Сопоставление Насти и «молоденькой
учительницы».
- Душевная
чуткость учительницы контрастна Настиной глухоте,
Настиному «недочувствию».
§ Работа над эпиграфом к уроку.
- В
качестве эпиграфа мы выбрали слова Тихона сказанные Ма-
нюшке. Почему они сказаны именно Манюшке?
(Это напутствие
пожилого человека девочке: она тоже дочь. Но это совет, предназначенный и
Насте.)
- Какой
смысл вкладывает в эти слова автор?
(«...не будь
пустельгой» - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от
второстепенного. Это и авторское напутствие чи тателям.)
- Какую
библейскую заповедь нарушает Настя?
(Открываем ее запись не доске: «Чти отца своего и матерь
твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле» (пятая заповедь Божия).)
Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
- Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. От
карьеризма постра-
дала ее душа.
- Какие
факты свидетельствуют о том, что совесть и Насти все же
пробудилась?(Бросив все, она наконец-то поехала к матери: «проплакала
всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый (как на душе у Насти) рас
свет», уехала «крадучись» (стыдно перед людьми). И не зря ей казалось, что
никто, кроме матери, «не мог снять с ней непоправимой вины, невы носимой
тяжести».),
4. ОБСУЖЛЕНИЕ СМЫСЛА НАЗВАНИЯ РАССКАЗА
- Телеграммы
посылают в исключительных ситуациях, когда сооб щение нужно передать
немедленно. С телеграммой связано чувство тре ноги, ожидание беды. В рассказе
обе телеграммы отправлены Тихоном, который любит, жалеет Катерину Петровну,
пытается подержать ее в одиночестве, старости. Обе телеграммы до конца не
выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадывается, кто составлял
телеграм му; Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у нее прощения.
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ
СЛОВО УЧИТЕЛЯ – ИТОГ УРОКА
§ Прослушивание музыкальной композиции
- Эта песня о самом дорогом, самом близком, самом родном
и так необходимом для каждого из нас человеке – о мамочке. Не забывайте о
самых близких, самых родных, которые так нужда ются в вас, а то может оказаться
поздно. «Будь человеком» - говорит Паустовский.—За добро плати добром!»
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
( на выбор)
1уровень- Подготовить проект «Тема блудного сына» в
повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказе К.Г. Паустовского
«Телеграмма».
2уровень- Написать мини- сочинение «Поступок, за который
я себя осуждаю».