Цели урока-мастерской:

·        приемами технологии педмастерских помочь учащимся определить темы и мотивы лирики М. Цветаевой;

·        помочь учащимся увидеть, как воплощается в поэзии богатство личности и трагичность судьбы поэта;

·        развивать навыки анализа лирического стихотворения, выразительного чтения;

·        способствовать развитию абстрактного мышления, аналитических и творческих способностей учащихся;

·        создавая особый эмоциональный настрой во взаимодействии с реальностью слов, вдохновить учащихся на написание творческих работ.

Оборудование: презентация; записи песен на стихи М.Цветаевой.

Эпиграфы:

Вся моя жизнь – роман с собственной душой.

М. Цветаева

 

Душа – есть всё – всюду – вечно.

М. Цветаева

Ход урока-мастерской

Слово мастера.

В историю русской поэзии ХХ века М. Цветаева вошла как тонкий лирик, глубокий психолог, личность драматическая, яркая. Ее жизнь и творчество – выразительная страница нашей духовной жизни.

Индукция.

Звучит песня на слова М. Цветаевой. На экране демонстрируются портреты М. Цветаевой разных периодов жизни.

Самоконструкция.

Напишите имя поэта и подберите к нему слова, сходные по звучанию, запишите смысловые ассоциации.

Чтение ассоциативных рядов и первый выбор.

Эпиграф урока – слова М. Цветаевой. Выскажите свое мнение по поводу этих слов поэта.

Что вы хотели бы узнать о поэте Марине Цветаевой в ходе урока? Что понять? Чему научиться? (Учащиеся с помощью учителя формулируют цели урока.)

Начнем погружение в мир поэзии М. Цветаевой, попытаемся определить темы и мотивы ее лирики, понаблюдаем, как воплощается в поэзии богатство ее личности и трагичность судьбы.

Социоконструкция.

Во время групповой работы учащиеся делают записи в тетрадях:

·        название стихотворения, дата написания;

·        тема стихотворения;

·        основная мысль, цитата.

Вопросы и задания всем группам:

1.     «Душа и имя» (1911 г.)

·        Прочитайте стихотворение про себя, потом вслух.

·        Угадайте ритм стихотворения и возможную мелодию. Нарисуйте словами увиденную вами картину.

2.     «Знаю, умру на заре…» (1920 г.)

·        Прочитайте стихотворение про себя, потом вслух.

·        Представьте и опишите образ женщины, которая так прощается с жизнью. А если эта женщина ‑ поэт?

Вопросы и задания группам:

1 группа: «Ждут нас пыльные дороги…» (1911 г.)

·        Прочитайте стихотворение про себя, потом вслух.

·        Как преображает человека счастливая любовь?

·        Влюбленные – это дети, боги или пленники?

2 группа: «Две руки…» (1920 г.)

·        Прочитайте стихотворение про себя, потом вслух.

·        Какие образы-метафоры помогают Цветаевой передать горе матери, потерявшей дитя?

3 группа: «Вчера еще в глаза глядел…» (1920 г.)

·        Прочитайте стихотворение про себя, потом вслух.

·        Что происходит в душе человека, испытавшего безответную любовь?

·        Какое желание-чувство рождается в душе отвергнутой женщины?

4 группа: «Тоска по родине…» (1934 г.)

·        Прочитайте стихотворение про себя, потом вслух.

·        Что происходит в душе человека, отвергнутого родиной? Можно ли не любить родину?

·        Какой образ для М. Цветаевой символизирует родину?

5 группа: «Кто создан из камня…» (1920 г.)

·         Прочитайте стихотворение про себя, потом вслух.

·        В чем противопоставляет себя поэт Цветаева простым смертным?  Как это характеризует ее?

·        Случаен ли в стихотворении образ моря?

Разрыв.

Всем группам раздаются строфы стихотворения «Моим стихам…»
(1913 г.), разрезанные на строчки и слова. Учащиеся собирают из них строфы стихотворения, зачитывают вслух и отвечают на вопросы:

·        Во что верит юная героиня, вступая на трудный путь поэзии?

·        Какие образы-символы, сравнения помогают М. Цветаевой приобрести и сохранить эту веру?

·        Почему М. Цветаева не примыкала ни к одному из литературных направлений начала ХХ века?

         Учащиеся подчеркивают в тетрадях название стихотворения (стихотворений), которое больше всего понравилось и ярче всего отражает душу поэта Цветаевой.

Творчество.

Учащиеся выполняют творческое задание (на выбор):

·        Напишите сочинение-миниатюру о Марине Цветаевой «Если душа родилась крылатой».

·        Прочитайте вслух стихотворение М. Цветаевой, которое вам очень нравится. Объясните свой выбор.

Рефлексия.

Учащиеся отвечают на один из вопросов:

·        Что на уроке оказалось самым трудным? Интересным?

·        Что нового я узнал о Марине Цветаевой? О себе? О своих одноклассниках?