Цели
урока-мастерской:
·
приемами
технологии педмастерских помочь учащимся определить темы и мотивы лирики М.
Цветаевой;
·
помочь учащимся
увидеть, как воплощается в поэзии богатство личности и трагичность судьбы
поэта;
·
развивать навыки
анализа лирического стихотворения, выразительного чтения;
·
способствовать
развитию абстрактного мышления, аналитических и творческих способностей
учащихся;
·
создавая особый
эмоциональный настрой во взаимодействии с реальностью слов, вдохновить учащихся
на написание творческих работ.
Оборудование: презентация; записи песен на стихи М.Цветаевой.
Эпиграфы:
Вся моя жизнь – роман с собственной
душой.
М. Цветаева
Душа – есть всё – всюду – вечно.
М. Цветаева
Ход урока-мастерской
Слово
мастера.
В историю русской поэзии ХХ века М. Цветаева вошла как
тонкий лирик, глубокий психолог, личность драматическая, яркая. Ее жизнь и
творчество – выразительная страница нашей духовной жизни.
Индукция.
Звучит песня на слова М. Цветаевой. На экране
демонстрируются портреты М. Цветаевой разных периодов жизни.
Самоконструкция.
Напишите имя поэта и подберите к нему слова, сходные
по звучанию, запишите смысловые ассоциации.
Чтение ассоциативных рядов и первый выбор.
Эпиграф урока – слова М. Цветаевой. Выскажите свое
мнение по поводу этих слов поэта.
Что вы хотели бы узнать о поэте Марине Цветаевой в
ходе урока? Что понять? Чему научиться? (Учащиеся
с помощью учителя формулируют цели урока.)
Начнем погружение в мир поэзии М. Цветаевой,
попытаемся определить темы и мотивы ее лирики, понаблюдаем, как воплощается в
поэзии богатство ее личности и трагичность судьбы.
Социоконструкция.
Во время групповой работы учащиеся делают записи в
тетрадях:
·
название
стихотворения, дата написания;
·
тема
стихотворения;
·
основная мысль,
цитата.
Вопросы и
задания всем группам:
1.
«Душа и имя» (
·
Прочитайте
стихотворение про себя, потом вслух.
·
Угадайте ритм
стихотворения и возможную мелодию. Нарисуйте словами увиденную вами картину.
2.
«Знаю, умру на заре…» (
·
Прочитайте
стихотворение про себя, потом вслух.
·
Представьте и
опишите образ женщины, которая так прощается с жизнью. А если эта женщина ‑
поэт?
Вопросы и
задания группам:
1 группа:
«Ждут нас пыльные дороги…» (
·
Прочитайте
стихотворение про себя, потом вслух.
·
Как преображает
человека счастливая любовь?
·
Влюбленные – это
дети, боги или пленники?
2 группа:
«Две руки…» (
·
Прочитайте
стихотворение про себя, потом вслух.
·
Какие
образы-метафоры помогают Цветаевой передать горе матери, потерявшей дитя?
3 группа:
«Вчера еще в глаза глядел…» (
·
Прочитайте
стихотворение про себя, потом вслух.
·
Что происходит в
душе человека, испытавшего безответную любовь?
·
Какое желание-чувство
рождается в душе отвергнутой женщины?
4 группа:
«Тоска по родине…» (
·
Прочитайте
стихотворение про себя, потом вслух.
·
Что происходит в
душе человека, отвергнутого родиной? Можно ли не любить родину?
·
Какой образ для
М. Цветаевой символизирует родину?
5 группа:
«Кто создан из камня…» (
·
Прочитайте стихотворение про себя, потом
вслух.
·
В чем
противопоставляет себя поэт Цветаева простым смертным? Как это характеризует ее?
·
Случаен ли в
стихотворении образ моря?
Разрыв.
Всем группам раздаются строфы стихотворения «Моим
стихам…»
(
·
Во что верит юная
героиня, вступая на трудный путь поэзии?
·
Какие
образы-символы, сравнения помогают М. Цветаевой приобрести и сохранить эту
веру?
·
Почему М. Цветаева
не примыкала ни к одному из литературных направлений начала ХХ века?
Учащиеся подчеркивают в тетрадях
название стихотворения (стихотворений), которое больше всего понравилось и ярче
всего отражает душу поэта Цветаевой.
Творчество.
Учащиеся выполняют творческое задание (на выбор):
·
Напишите
сочинение-миниатюру о Марине Цветаевой «Если душа родилась крылатой».
·
Прочитайте вслух
стихотворение М. Цветаевой, которое вам очень нравится. Объясните свой выбор.
Рефлексия.
Учащиеся отвечают на один из вопросов:
·
Что на уроке
оказалось самым трудным? Интересным?
·
Что нового я
узнал о Марине Цветаевой? О себе? О своих одноклассниках?