В одной из отдаленных улиц Москвы, в
сером доме с белыми колоннами…
Он опять, то останавливался посреди
двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них
решения загадочного его положения…
… которого накануне только что отыскали
где - то на улице
Дворовых у
барыни в доме было много…
Главный
дворецкий, Гаврила, судя по его жёлтым глазкам и утиному носу, казалось, должен
быть начальствующим лицом…
3.
А вы, ребята, будете работать в парах.
Задание.
Соотнесите имена персонажей и отрывки из
рассказа И.С. Тургенева «Муму», в которых эти персонажи характеризуются. Поставьте стрелки. Слайд 5 Зачитать
Герасим |
«…
судя по одним его желтым глазкам и утиному носу…»
|
Барыня |
«…
маленькая, худая, белокурая с родинками на левой щеке»; «Безответная
ты душа!»
|
Татьяна |
«она
выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей
старости» |
Дворецкий
Гаврила |
«…
почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству: «… поставил
правую ножку крестообразно перед левой и встряхнул головой. «Вот, мол, я.
Чего вас потребно?» |
Капитон
Климов |
«…
был нрава строгого и серьезного, любил всем порядок: «Ведь это какой-то
зверь, идол…» |
4. Проверка.
Сначала проверим работу ребят у доски.
Всё ли у них верно? Молодцы. Очень хорошо знаете текст. Вы
заслуживаете оценки «5». Садитесь.
Проверим работы в парах. А вы свои работы проверите
самостоятельно по слайду. (Метод самопроверки). Слайд 6
Поставьте плюс, у кого все верно; исправьте ошибки, если есть.
- Хорошие знания
текста нам сегодня пригодятся на уроке.
III.
Введение в новую тему.
-Ребята. Перед вами
основные герои рассказа. Назовите их ещё раз.
-
Герасим
-
Татьяна
-
Барыня
-
Капитон
-
Гаврила
-
Посмотрите, героев много. Можем ли за один урок хорошо познакомиться с каждым?
-
Как вы думаете, с каким героем мы начнем сегодня знакомиться? (С Герасимом)
-Почему
именно с ним? (Герасим – главный герой рассказа)
-
Давайте попробуем сформулировать тему урока.
-
Откройте учебник на стр.194 найдите 2
абзац, предпоследнее предложение прочитайте, как говорит автор произведения о герое рассказа
Герасиме, прочтите только эти строки.
-
Вот эта цитата из текста: «Славный он был мужик…» и будет темой сегодняшнего
урока.
Слайд 7 с темой урока.
III. Новая тема.
- Целеполагание.
Слайд 8
- Итак, мы будем
говорить о главном герое. Чему вы хотите научиться на этом уроке?
Какова ваша
цель? Помните, что мы должны познакомиться с образом Герасима. (Развешиваю магнитики).
( 1) Научиться
искать информацию в книге;
2) Хочу научиться давать анализ герою и
понимать его душу; Самое главное!
3) Хочу научиться лучше разбираться в литературных понятиях;
4) Хочу научиться слушать и понимать своих
одноклассников;
5) Хочу научиться понимать мысль автора; Основа анализа
6) Хочу научиться читать выразительно.)
-Посмотрите на
слайде, какие цели вы перед собой поставили.
- Цель
поставили, но главное …
(добиться выполнение цели)
- Мотивация.
- А зачем уметь
давать характеристику герою? Это в жизни пригодится?
(Чтобы в жизни
уметь понимать других, ведь жизнь – это общение, нужно уметь понимать другого человека).
- Физминутка.
- А сейчас отдохнём с пользой.
- Повторим
содержание рассказа и проверим, какие вы артисты. Я читаю текст, а вы выходите
и показываете те движения, которые я называю. Итак, посмотрите ваши роли.
Читать буду
быстро, а вы будете показывать пантомиму.
Дом с белыми колоннами стоял, антресолью и покривившимся
балконом.
Барыня медленно разгуливала по дому, раздавала
задания и часто ворчала.
Сыновья, помахав маме- барыне, ускакали в места службы.
Дочери барыни, любившие прогуливаться и танцевать, уехали в
карете.
Герасим, любил ухаживать за домом, он тщательно подметал,
колол дрова и караулил.
Башмачник
Капитон Климов часто стучал
молотком - чинил обувь.
Дворецкий
Гаврила и его жена Устинья Федоровна
ходили по двору, наблюдая за работой дворне, размахивали руками, прижимали
ладони к щекам, переживали, не соглашаясь с решениями барыни.
Прачки ходили к
реке, наклонялись, стирали, выпрямлялись, поднимали руки к верху, вздыхали,
чтобы снять усталость.
Швеи часто приседали на стулья, шили, опускали руки
вниз, затем отводили руки в стороны, поднимали руки вверх, чтобы отдохнуть.
Портные и
портнихи ходили по дому,
собирали испорченное белье, садились на лавку, штопали, от усталости закидывали
спины назад, наклонялись вперед, продолжали работать.
Шорник резал кожу, изготавливал седла и уздечки, сначала
сам примерял свои изделия.
Лекарь часто
проверял здоровье барыни, махал на нее.
Татьяна ходили по двору, боясь всего.
Столяр стучал молотком, пилил пилой, рубил топором,
любовался своими изделиями.
Спасибо,
отдохнули и физически, и эмоционально. Садитесь.
- Продолжим
работу.
- Итак, наша
задача: собрать образ Герасима, используя текст. Для этого поработайте в
группах. Групп 5
Сели.
4.Введение в новую тему.
Работа в
группах.
Задание.
- Выберите
задание по своему желанию.
- Озвучьте
полученное задание. Помните о правилах работы в
группе. Удачи вам!
- Итогом работы
всех групп будет обобщение образа Герасима.
Портрет Герасима
(внешность, фигура, одежда, походка, жесты)
Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из
текста:
1.
Расскажите о внешности Герасима
2.
Найдите на странице 194,196 сравнение, помогающие раскрыть силу
Герасима.
- Почему
автор сравнивает героя с гусаком?
Выберите докладчиков по каждому пункту плана, зачитайте ваши
выводы, стоя у своих столов.
Спасибо за работу!
Описание жилища Герасима
Дайте устно ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры)
из текста:
1.
Прочтите на странице 196, как Герасим устроил свою каморку.
2.
Назовите предметы жилища.
3.
Найдите в учебнике на странице 228, что такое гипербола.
- Для чего
автор использует гиперболу в тексте?
5.
Приглашал ли Герасим к себе кого-нибудь?
Выберите докладчика по каждому пункту плана, зачитайте ваши
выводы, стоя у своих столов.
Спасибо за работу!
Обязанности Герасима
Дайте ответы на следующие
вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
1.
Как работал Герасим в деревне?
2.
Как работал Герасим в городе?
3.
Сделайте вывод. Какими качествами, на ваш взгляд обладал Герасим
по отношению к работе.
Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
Выберите докладчика по каждому пункту плана, зачитайте ваши
выводы, стоя у своих столов.
Спасибо за работу!
Отношение
Герасима с окружающими
Дайте ответы на следующие
вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
1.
Как относились к Герасиму герои рассказа? (стр 195)
2.
Как Герасим относился к окружающим героям рассказа?
- В чем
причины его страданий? Связано ли это с историческим временем?
Выберите докладчика по каждому пункту плана, зачитайте ваши
выводы, стоя у своих столов.
Спасибо за работу!
Герасим и Татьяна
Прочитайте
эпизод первой встречи Герасима с Татьяной.
Дайте
ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
1.
Опишите
чувства Татьяны к Герасиму при их первой встрече.
2.
Опишите
чувства Герасима к Татьяне при их первой
встрече.
3.
Как
ухаживал Герасим за Татьяной?
4.
Как
характеризуют Герасима отношения с Татьяной?
Выберите
докладчика по каждому пункту плана, зачитайте ваши выводы, стоя у своих столов.
Спасибо
за работу!
5 Проверка
работы в группах
Обратить
внимание на слова, отражающие позицию автора.
1группа – Посмотрите, какие автор подобрал
сравнения
2
группа – Как автор называет жилище Герасима? Каморка
Что хотел сказать автор?
3
группа – какой фразеологизм использует автор, чтобы подчеркнуть
работоспособность героя?
4
группа - Какие глаголы использует автор,
чтобы показать отношение окружающих к герою?
5
группа – Прочитайте слова, которые показывают развитие чувств Герасима к
Татьяне.
А
теперь просмотрим эпизоды фильма по рассказу Тургенева «Муму» о чувствах
Герасима к Татьяне и ответим на вопрос: Соответствует ли ваше
представление о Герасиме образу в кинофильме?
- Просмотр
эпизода фильма «Муму»
Фронтальная
работа.
-Соответствует
ли ваше представление о Герасиме образу в кинофильме?
Удалось ли все
эти чувства передать актеру в фильме?
Ваше мнение? Я тоже с вами согласна,
Действительно, актёру Александру Балуеву удалось передать образ Герасима.
-Так, Герасим –
славный мужик?
-А кто сказал
эти слова о нём?
- Как автор относится к своему
герою? (Уважительно, проявляет симпатию к нему)
-А вы как считаете?
-Если в эти
выводы добавить цитаты из произведения, то у нас получится рассказ о Герасиме.