Цель урока: развитие
лингвистических навыков по теме: «Сложноподчинённое предложение с несколькими
придаточными».
Задачи урока:
Обучающие
задачи:
закрепить
полученные знания о СПП с несколькими придаточными;
тренировать
учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении с
несколькими придаточными;
обучать
школьников лингвистическому анализу текста.
Развивающие
задачи:
формировать
умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
развивать
умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
развивать
навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные
задачи: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий.
Форма проведения урока: урок-практикум
( с элементами лабораторной работы исследовательского характера)
Оборудование
урока: компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация в программе
«PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме:
«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
Слайд
№1
Запись
числа. Классная работа.
II. Повторение.
1.
Фронтальная работа
-
Выделите морфемы в слове повторение.
-
Определите способ образования данного слова.
-Продолжите
предложение: «Если в слове суфф –ени, способ образования – суффиксальный».
-
Приведите и запишите примеры слов с таким суффиксом.(Изучение, сказание)
-
У слов какой части речи способ образования только суффиксальный? ( У причастий)
-
Назовите любые причастия.
-
Перечислите все суффиксы причастий. Используйте папку –информатор.
-Назовите
те суффиксы причастий, написание которых зависит от спряжения.
-
Эта тема не раз вызывала проблемы на К/Р и на уроках.
-
Потренируемся в определении гласных в суф. причастий заодно и правописание
окончаний глаголов.
2. Практическая работа.
Работа в группах и индивидуально
Слайд
3
3.
Самопроверка и самооценка работы Слайд 4
Д/В тем, кто работал в
группе Слайд №7. Орфоэпия
4. Вывод
-
Выполняя задание, я понял (а)…
-
Выполняя задание, я разобрался…
III. Постановка
темы и цели урока
Посмотрите ещё раз на слова под №4
-
О каких видах предложений говорят эти слова?
-
Мы изучали их на прошлом уроке.
Слайд №5 Посмотрите на слайд и выполните
задание (Рзиева)
Герой
– это человек, который поступает в интересах человеческого общества.
- Запишите
предложение, расставляя знаки препинания, подчёркивая грамматическую основу.
Определите вид придаточного.
Д/вопрос
от класса. Оценка
Слайд №6 Посмотрите на слайд и выполните задание (Ионов)
Герой
– это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в
интересах человеческого общества.
- Запишите
предложение, расставляя знаки препинания, подчёркивая грамматическую основу. Определите
вид придаточных.
-
Какое это предложение?
-
Сколько в нём придаточных?
-
Определите вид придаточных.
-
Начертите схему. Ответь
на вопрос:
-
Чем различаются эти два предложения?
Слайд
№7
- Сформулируйте
тему урока. Запишите в тетрадь.
-
Какую цель на уроке проставите для себя?
IV. Новая тема.
1.
Определение
цели урока
- Посмотрите ещё раз на слайды №5 и 6
-В каком из этих двух предложений определяем вид подчинения?
- Почему именно в нём определяем вид
подчинения? (Потому что оно
СПП с несколькими придаточными)
-
Какую цель вы добавите?
Слайд
№8
Слово
учителя: Ребята! Вы в 9 классе уже знакомились с таким понятием, как сложные предложения
с несколькими придаточными, узнали о способах подчинения придаточных. Сегодня
мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Задача
сегодняшнего урока: «Сравнивать, углу<!--:***-->***-->***<!--/-->,
закреплять».
2.Введение
в тему.
-Назовите виды подчинения, если забыли,
обратитесь к папке-информатор
3. Работа с теоретическим материалом в
учебнике.
Работа в группах Слайд №10
4.
Итог работы с теорией. Работа с таблицей Слайд №11
-
Расскажите об основных видах подчинения придаточных и знаках препинания в СПП с
несколькими придаточными.
5. Вывод данного этапа работы.
-
Выполняя задание, я понял (а)…
-
Выполняя задание, я разобрался…
-
Что нового узнали?
-
Нужно закреплять?
V. Закрепление
изученного.
1.
Работа в группах. Работа по учебнику: страница
345, упражнение 483 по 2 предложения на группу.
2.
Проверка.
3.
Вывод данного этапа работы
-
Выполняя задание, я понял (а)…
-
Выполняя задание, я разобрался…
4.
Графический диктант. Работа в группах или
индивидуально (по желанию). Слайд 13
5.
Самопроверка и самооценка.
Ответы:
Слайд №14
-
Какую цель преследовали, выполняя это задание?
(Проверка
умений на слух определять вид придаточного, структуру предложения)
6.
Подведём итоги.
-Кто
получил «5»? и т.д
Подводится
итог работы:
-
Мы выполняли работу с отдельными предложениями, учились на слух анализировать
структуру предложений, графически воспроизводить ее. Следующий вид работы - с
текстом.
7. Самостоятельная работа Слайд №15 КАТ
8. Самопроверка Слайд №16
9. Самооценка Слайд № 17
- Подведём итоги.
-Кто
получил «5»? «4», «3».
VI. Подведение итогов урока.
Итак, урок наш подошёл к концу. Вспомним цели
урока. Всё ли удалось сделать? На что следует обратить внимание дома?
VII.Задание на дом
Упражнение
№ 484 или № 485 по заданию.
VI.
Комплексный анализ текста Слайд №14
1. Почему телевизор частич(?)но выт…сняет
книгу?
2. Да
потому(?) что телевизор заст…вляет вас
(не)торопясь просм…треть какую(то) передачу, сесть поудобнее(?) чтобы вам (н…)чего не мешало(?) чтобы вы отвл…клись от забот и повс…дневных
хлопот.
3. Но
пост…райтесь выб…рать книгу (по)своему вкусу, сядьте с ней поудобнее(?) и вы поймете(?) что есть много книг(?) без которых нельзя жить(?) которые
важнее и интереснее(?) чем многие
передачи.
4.
Определите сами свой выбор(?)
сообразуясь с тем(?) какую роль
пр…обрела выбра(н,нн)ая вами книга в истории человеческой культуры(?) чтобы
стать классикой.
5.
Это значит(?) что в ней что(то)
существенное есть.
6. А
может быть(?) это существенное для
культуры человечества окажется существенным и для вас?
(по
Д. Лихачеву «Письма о Добром и Прекрасном»)
Задания
для комплексного анализа текста.
1. Сформулируйте тему и основную мысль.
Обозначьте проблему, которую автор ставит перед читателями. Озаглавьте данный текст.
2. Определите позицию автора, а какова ваша
позиция по данному вопросу? Какие аргументы можно привести в качестве
подтверждения вашей позиции?
3. Определите стиль речи. Докажите.
4. Из
предложения №1 выпишите словосочетание со связью примыкание. (В3)
5.
Укажите в тексте 2 имени прилагательных, стоящих в сравнительной степени.
Образуйте от них возможные степени сравнения. (А3, В2)
6.
Из предложения № 6 выпишите вводное слово и объясните знаки препинания при
вводных словах. Составьте предложение таким образом, чтобы это вводное слово
являлось членом предложения. (А22)
7.
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Слайд
№ 8, 9
8. Укажите вид придаточных в предложениях № 2,
3. (В6) Составьте схемы этих
предложений.
Я
предлагаю вашему вниманию ещё один небольшой фрагмент.
Слайд
№10
«Нужны
ли современному человеку стихи?»
(1) Один раз я стала спорить с человеком,
который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи
или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век
техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи
вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом
были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому
человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые
люблю.(9) Я стала говорить, что (?) если
бы стихов не было, люди были бы бедней душой.
1. Обозначьте проблему, которую автор ставит
перед читателями. Озаглавьте данный
текст.
2. Определите позицию автора, а какова ваша
позиция по данному вопросу? Какие аргументы можно привести в качестве
подтверждения вашей позиции?
-
Встречались ли вы со CПП с несколькими придаточными, работая с тестами ЕГЭ?
-
В каких именно заданиях? (А26)
-
Было ли что-то, что вызывало затруднение?
(Да,
когда рядом стоят 2 союза или когда встречается предложение с однородными
придаточными и опущен второй союз)
- Обратите внимание на последнее предложение
второго текста. В нём то, что вызывает у вас затруднение. Попробуем
разобраться.
Слайд
№11
5.
Работа с тестовыми заданиями ЕГЭ
Слайд
№12
Вар
8. Под ред. И.П. Цыбулько.
1.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Через
пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3)
мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого
видна гавань.
1) 1,2,3,4,5 2) 1,2,5 3) 2,3,4 4) 1,3,5
Слайд
№13
Вар
10. Под ред. И.П. Цыбулько.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Люся
была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно
старушка рассказала (4) как было дело.
1) 1,2,3
2) 1,2,3,4 3) 1,3,4 4) 2,4
Вар
24. Под ред. И.П. Цыбулько.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Дверь
подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил нерпрятного вида крепкий
молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент
посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.
1) 1,2,3,4 2) 2,3
3) 1,4, 4) 2,4
Самостоятельная
работа по теме «СПП с несколькими придаточными».
Д.З.
1 группа – сочинение по первому тексту.
2 группа – сочинение по второму тексту.
3 группа – задание А26 по все вариантам
сборника.
Итак, урок наш подошёл к концу. Вспомним цели урока. Всё ли удалось сделать? На что следует обратить внимание дома?
Оценки.
Спасибо за работу!