Цель: развтие лингвистических
навыков по теме: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»
Задачи:
1. Учащиеся должны знать, какое
предложение является сложносочиненным,
средства
связи в ССП, правила постановки запятой или её отсутствия в ССП;
2. Учащиеся должны уметь
отличать ССП от простого осложненного, находить средства связи, правильно расставлять
знаки препинания.
Оборудование: презентация, карточки,
учебник
Ход урока
1.
Оргмомент.
Объявление
темы урока, постановка цели и задач на урок
2.
Орфоэпическая разминка (слайд №2)
3.
Орфографическая работа (по карточкам)
1.
Работа
над типами заданий ЕГЭ А15 (индивидуальная, групповая работа)
Критерий
оценки__________________
2.
Работа
над типами заданий ЕГЭ А15 (индивидуальная )
Вариант1.
Выписать слова с гласными –У-(-Ю-), объяснить условия выбора орфограмм
Вариант2. Выписать слова с гласными –
Е-(-И-), объяснить условия выбора орфограмм
Дремл..щий,
скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый,
обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники
Одновременно
2 человека выполняют задание на доске.
Индивидуальное
задание перед орфографической работой:
Составить связный рассказ
на тему «Виды сложных предложений»,записать примеры ССП, СПП,СБП, сложного с
различными видами связи.
4.
Проверка орфографической работы
Вопрос
классу: Как
называется ИВС, используемое в словосочетании клокочут родники?
5.
Повторение «Виды сложных предложений» - проверка
индивидуального задания. Дайте определение ССП
6.
Повторение сочинительных союзов «Союзный дождь»
(слайд № 3)
Учащиеся выписывают только сочинительные
союзы, распределяя их на группы
1)
соединительные 2)
противительные 3)
разделительные
Как…так
и но
или
И
зато либо
Да
(=и)
да (=но) то…то
Тоже
а
не то…не то
Не
только…но и
однако то
ли…то ли
Также
Ни…ни
7.
Проверка (слайды №4,5,6)
-
Какую еще роль выполняют сочинительные союзы?
-
Как отличить простое предложение от сложного?
7.
Работа с учебником – стр 331 «Синтаксический разбор ССП»
8.
Постановка знаков препинания в ССП (слайды №
7,8,9,10)
Одновременно
анализируем предложения (на карточках у каждого ученика)
К
слайду №8
1.
На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц.
2.
Возможно, дождь скоро кончится и мы снова отправимся в путь.
3.
Когда мы вышли из автобуса, шёл неприятный косой дождь и было холодно.
К
слайду №9
1.
Где вы провели вчера день и в каком музее вы хотели бы побывать завтра?
2.
Как вкусно пахнет в пекарне и такой чудесный хлеб пекут там!
3.
Мерный стук колес и редкие встречные огоньки.
9.
Тренировочные задания в формате ЕГЭ
Класс
делится на 2 группы: слабые, средние -
сильные
1
группа
анализирует предложения по карточкам.
Укажите
правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложениях.
1. В начале апреля уже шумели
скворцы ( ) и летали желтые бабочки.
2. На углу недавно поставили
новый киоск ( ) и теперь там продают газеты.
3. Громадные тюки и бочки под
оглушительный шум и лязг цепей и лебедок подавались на берег ( ) и укладывались
правильными рядами.
4. Темнеет ( ) и странная тишина царит в селе.
2
группа
определяет на
слух вид предложения и записывает ответы цифрами (предложения читаются
учителем)
1. Мосты разрушены ( ) и мы
переезжаем реку вброд.
2. Дорога вилась среди ореховых и дубовых кустов
опушки ( ) и терялась в тенистой чаще леса.
3. Берег постепенно исчезал за
кормой ( ) и на востоке росла стена темноты.
4. За рекой играла гармонь ( ) и пели девчата.
5. Отдохни ( ) и мы пойдем
дальше.
6. Откуда приехали ваши друзья (
) и куда они держат свой путь?
7. Морозная ночь ( ) и заунывный волчий вой.
8. Водяная пыль ( ) и капли
покрупнее окутали лес.
9. Стало свежо ( ) и резко пропали все запахи.
10. По улицам бродили только куры ( ) да изредка
показывались собаки.
Варианты
ответов (слайд №10)
1) Сложносочиненное предложение,
перед союзом и нужна запятая.
2) Простое предложение с
однородными членами, перед союзом и нужна запятая.
3) Сложносочиненное предложение, перед союзом и
не нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами,
перед союзом и не нужна запятая
10.Проверка
(слайд №11)
11.Обобщение ( при
наличии времени составить таблицу "Запятая в ССП")
12.Итоги урока.
13.Дом.
задание: параграф 94
упр. 467,
А19 вар.10-15
Дремл..щий,
скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый,
обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники
Дремл..щий,
скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый,
обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники
Дремл..щий,
скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый,
обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники
Дремл..щий,
скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый,
обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники
Дремл..щий,
скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый,
обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники
Дремл..щий,
скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый,
обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники
Дремл..щий,
скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый, обид..лся,
усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники
Дремл..щий,
скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый,
обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники
Дремл..щий,
скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый,
обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники
Дремл..щий,
скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый,
обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники
Дремл..щий,
скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый,
обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники
Дремл..щий,
скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый,
обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники
Дремл..щий,
скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый,
обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники
Дремл..щий,
скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый,
обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники
Дремл..щий,
скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый,
обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники
Дремл..щий,
скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый,
обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники
Дремл..щий,
скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый,
обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники
Дремл..щий,
скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый,
обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники