Формы
и методы развития культуры речевого
общения у средних школьников через словарную работу
2.1. Задачи и содержание словарной работы для развития культуры речи учащихся.
Проблема повышения культуры речи учащихся -
одна из основных в современной педагогике. Тема
моей работы будет очень интересна и
полезна для многих учителей русского языка и литературы, так как каждый из нас
остро ощущает в своей практике неумение детей выражать свою мысль логично,
убедительно и грамотно. Преподаватели
по-своему решают наболевшие вопросы повышения культуры речи. [19].
Наиболее эффективно
решение этой проблемы, я думаю, возможно через словарную работу.
Словарная работа -
усвоение учащимися новых слов и знаний, усвоение оттенков значений,
эмоционально-экспрессивных окрасок слов, сфер их употребления, их
многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов,
омонимов. Словарная работа предполагает активизацию словаря, т.е. использование
учеником новых усвоенных слов в собственных высказываниях. Словарная
работа также направлена
на очищение словаря учащегося, т.е. устранение из его
активного словаря диалектных, просторечных, вульгарных слов. Система словарной
работы предполагает ежедневное усвоение 3-10 новых слов, а также постоянную
работу по уточнению значений слов, выяснению их выразительных возможностей, по
их активизации.
Главная
цель словарной работы:
-
владение нормами устного
и письменного литературного
языка через обогащение слов.
Задачи:
•
обогатить словарный
запас учащихся;
•
вводить новую лексику;
•
преодолевать и предупреждать ошибки,
связанные с нарушением норм употребления слов и их форм;
•
использовать выразительные возможности
языка в соответствии с целями высказывания, с коммуникативной
целесообразностью, с условиями общения;
•
учить умению выбирать наиболее точное по
значению, стилистически уместное выразительное яркое слово. [10].
Но большому счету весь урок языка -
это работа со словом. Через слово
ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте,
выразительности,
богатстве и ... сложности. И поэтому так важен тог
структурный компонент урока, который подчинён одно цели: знакомству со
словом и осознанию всех его составляющих.
В методике различают
словарно-семантическое и словарно-орфографическое направление словарной работы.
Я же рассматриваю ее как единство этих двух видов. На уроке меня интересуют не
только собственно словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши
родные слова, о которых украинский поэт Максим Рыльский сказал:
«Прислушайся, как океан без краю,
Народа речь; и
гнев и радость в ней,
В её живых раскатах. Я не знаю
Мудрейших, чем
народ учителей,
Его слова, как
жемчуг, их значенье
И труд, и человек, и вдохновенье.
Объединив словарно-семантическое и
словарно-орфографическое направление в словарной работе, связанные
соответственно с обогащением словарного запасе и формированием навыков
правописания, на уроке рассматриваю слове одновременно в четырёх аспектах:
орфоэпическом, лексико-семантическом орфографическом и синтаксическом.
При отборе слов учитываю следующие критерии:
- практическая значимость слова, т.е. роль слова в познавательной и
речево
деятельности учащихся в процессе овладения историко-литературны курсом (см. крепостник, невежественный, осуждать
и пр.)
-частотность употребления слова, т.е. относительно
регулярное
использование его в речевой практике школьников в связи с изучением
программного материала (например, включение прилагательного холодный
в значение « равнодушный», «бесстрастный», объясняется тем, что встречается в
целом ряде произведений «Муму» И.С.Тургеенва, «Ночь
перед Рождеством» Гоголя, «Васюткино озеро» В.Астафьева и др.)
о семантическая доступность слова - критерий, требующей учитывать
способность учащихся осмыслить сущность явления, которое обозначается
словом (например, нецелесообразно вносить в словарь для 5 класса
существительное фокус из повести «Васюткино озеро», т.к. семантикой
этого слова , ученик в состоянии овладеть лишь после того, как усвоит
физическую тему «Оптика в 7 классе»); .
-качественная
полноценность слова со стороны семантической,
эмоционально-экспрессивной, стилистической, грамматической и
орфографической (например, введение существительного отчаяние
обуславливается его экспрессией, связанной со спецификой значения, с
необходимостью усвоения его правописания и
отмежевания в употреблении от
существительного отчаянность). В работе над повышением культуры речи
преобладают слова, объединенные темой «Человек, его характер, поступки,
отношение к окружающему», т.е. слова, нужные учащимся для оценки убеждений,
характера и поведения человека, а также слова из общественно-политического и
публицистического словаря, использующиеся для называния явлений общественной и
политической жизни и их оценки. В этом случае, по словам М.А. Рыбниковой,
общественно-политическое развитие ученика будет идти в ногу с его языковым
развитием.
Большую
группу составляют слова, характеризующие явления жизни дореволюционной поры, в
частности эпохи крепостного права. Как известно, произведения И. А. Гоголя,
Ы.А. Некрасова и др. требуют известной предварительной подготовки, т.к.
описываемый в них быт давно отошёл в прошлое и непонятен школьнику наших дней.
Важность
работы над пополнением словаря для характеристики литературного героя
отмечала М.А. Рыбникова: «учитель систематически учит свой класс говорить о
психологии человека, о мотивах его поступков, учит четко и
определённо различать и называть «разные
стороны характера и поведения».
Работу над
словом провожу по следующему плану: воспринять—►осмыслить
—►запомнить____________ —►применить—► проверить результат.
Следуя принципу A.M. Пешковского, утверждавшего, что « сперва услышать, а затем
смотреть, как это написано», мы вначале знакомимся с орфоэпическим обликом слова,
т.е. воспринимаем. Написанное на доске слово должно звучать. Дети должны
услышать и запомнить, как оно произносится (хочу сразу оговориться, что есть
простые и непростые в смысле произношения слова, от этого и зависит работа над
ним). Затем мы пытаемся выяснить смысл слова, дать толкование его лексического
значения, сначала самостоятельно (опираясь на знания учащихся, предположения,
ассоциации), потом с помощью толкового словаря или объяснение учителя.
Выяснив семантику слова, непременно
отметим его однозначность или многозначность, подберём близкие по значению
слова, т.е. осмыслим. После знакомства с
произношением и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова, т.е.
запомним, как оно пишется. Ведь практически всегда звучание таких слов
не совпадает с написанием. После знакомства с произношением слова мы начинаем
учиться его писать, т.е. применять.
На доске четко и аккуратно написано
слово, выделены «трудные» буквы, подчёркнуты «ошибкоопасные» места. Работа над
орфографией начинается с буквенного проговаривания слова по слогам (хором
несколько раз). Затем это слово заносится в тетрадь и учащиеся, закрыв глаза на
20-30 секунд, пытаются запомнить орфографический облик слова, опять же
(шёпотом) по слогам побуквенно его проговаривая. После этого пробуем заставить
слово работать в контексте - словосочетании и предложении. Записав слово три-четыре
раза, ученик невольно запоминает его.
Лучше усвоить семантику и
орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Этимологический
аспект (пятый) в усвоении слова
очень важен, но рассмотрение его затруднено
отсутствием нужного справочного материала (этимологического словаря). Поэтому в
своей работе я использую этимологию слова как подспорье, как дополнение, порой
помогающее объяснить и запомнить значение слова и его написание. Как правило,
этимологические справки дает учитель. Это прием - этимологическая справка -
формирует, интерес к слову, к языку, к его истории.
Первое знакомство со словом
обеспечивает понимание его значения и запоминание его написания. Однако это
запоминание кратковременно. Поэтому последующие уроки будут еще одной
ступенькой к овладению словом.
На втором этапе (последующие уроки) возможны такие
виды упражнений для каждого аспекта. Орфоэпический аспект.
Орфоэпия- совокупность норм,
правил, устанавливающих единство оформления звучащей речи, что содействует
общению. Орфоэпия определяет нормы произношения звуков и их сочетаний,
отдельных слов и форм, а также ударения, тон и прочее.
В школе орфоэпия усваивается главным образом
практически, без введения сложной системы орфоэпических правил. Даются
практические упражнения: [ш] то, а
не [ч]то; [hubJo, а
не [ййг]о и т.п. Решающая
роль в овладении орфоэпией принадлежит речевой среде «хорошим образом в
речи учителя».
Методика орфоэпической практики
разработана недостаточно, поэтому количество орфоэпических ошибок в школе
велико. Эти ошибки, во-первых, связаны с "диалектными влияниями, а также с
акцентами у детей, для которых русский язык не родной; во-вторых, нарушения
ударений - также в основном под влиянием диалектов и просторечия; в-третьих,
так называемое «орфографическое произношение» под влиянием чтения - особенно
часто в начальных классах; в-четвёртых, нарушения орфоэпических правил и
законов русской фонетики.
В связи с этим в работе над словом
я применяю следующие виды орфоэпических упражнений:
- прослушивание образцов произношений;
- повторение образцов, их копирование;
- слушание речи учащихся, обнаружение в ней
орфоэпических ошибок, их
исправление;
-
работа со словарями ударений и произношения. [6].
Орфографические упражнения обычно комбинирую с фонетическими и орфографическими упражнениями, а также с обучением выразительному чтению.