IV. Закрепление.

6. Устное обобщение по таблице.

 Сейчас прочтём только  выводы, составленные каждой группой и подумаем: получился ли у нас образ Герасима?

Кто желает? (1 ученик читает выводы)

Таблица. Слайды9,10,11, 12,13.

Слайд «Образ Герасима»

-А Герасим славный мужик?

-Кто сказал о Герасиме эти слова?

- Как автор относится к своему герою? (Уважительно, проявляет симпатию к нему)

-А вы как считаете?

-Если в эти выводы добавить цитаты из произведения, то у нас получится рассказ о Герасиме.

V. Итог урока.

- Составленный о герое образ полный?

Конечно, нет, полным он будет после прочтения всего рассказа. Это только 3 урок по этой теме.

- Вам интересно узнать о дальнейшей судьбе героя?

VI. Домашнее задание. Слайд «Домашнее задание»

Откройте дневники. Запишите Д/З

Знакомятся с домашним заданием, выбирают, записывают в дневник. Обязательное:

- Прочитать до конца рассказ Тургенева «Муму» стр.206-226

На выбор:

- Придумайте вопросы для викторины по образу Герасима для работы в группах.

VII. Рефлексия. Закройте дневники

- Вспомните цели, которые вы ставили перед уроком. Слайд

- Чему хотели научиться?

Научились? (снимаю магнитики)

- Вот пьедестал успеха. Чем выше ступенька, тем выше успех. Оцените свою работу и прикрепите кружок туда, где, по вашему мнению, вы находитесь по уровню полученных знаний на уроке.

I Вариант                                                                                         II Вариант

-Я рада была с вами сегодня пообщаться. Урок окончен. Всем спасибо.

 

 

 

 

 

 

Внешность

Одинокий крепостной мужчина, с замечательным лицом, 12 вершков роста (195,5см), сложенный богатырем, глухонемой, одаренный, необычайной силой.

Сравнения

помогают раскрыть силу Герасима «могучий как дерево, на плодородной земле; как здоровый бык; смахивал на степенного гусака»

Сравнение с гусаком

Гусак, птица умная, важная. Сравнения с гусаком подчеркивают степенность, рассудительность.

 

 

2.Описание жилища

Жилище (каморка)

Устроил жилище по своему вкусу.

Предметы жилища

Богатырская кровать  из дубовых досок; дюжий сундук; крепкий стул;

Приглашал ли к себе кого-нибудь?

Не любил, чтобы к нему ходили

Вывод

Жилище подчеркивает богатырскую силу героя

3.Обязанности Герасима

В деревне

Работал за четверых – дело спорилось в его руках; весело было на него смотреть, когда пахал проворно молотил

В городе

В полчаса все у него готово; усердно выполнял обязанности дворнике - никогда ни щепок, не валялось, ни сору; топор звенел, как стекло, когда колол дрова

Вывод

Герасим был трудолюбивым, ответственным

4.Отношение  Герасима с окружающими

Окружающие

Побаивались за нрав строгий и серьезный, уважали за трудолюбие, честность, ответственность, богатырскую силу

Герасим

Побаивался барыню, исполнял все приказания; дворню принимал за своих

Страдал

Страдал от того,что другие люди распоряжаются его судьбой

5. Герасим и Татьяна

Герасим

Сперва не обращал внимание, потом стал посмеиваться, потом начал заглядываться на нее и, наконец, и вовсе глаз с нее не спускал. Полюбилась она ему.

Ухаживания за Татьяной

Глупо смеясь и ласково мыча, протягивал ей пряничного петушка; улыбается, мычит, махает руками, ленту вдруг вытащит из-за пазухи; метлой перед ней пыль расчистит; защищал ее;

Вывод

Герасим оказался добрым, чутким, внимательным, способным любить.