Тема
"Нравственная основа рассказа И.А.Бунина "Лапти".
(урок
литературы в 6 классе)
Цель: обеспечить развитие критического мышления
посредством интерактивного включения учащихся в прцессе анализа текста.
Задачи: - научить выражать личностное отношениние к
поднятой проблеме;
- воспитывать в детях чувство
сострадания к окружающим.
Содержание:
небольшой по объёму текст представляет собой целостное произведение
И.А.Бунина "Лапти", имеет в основе важную нравственную проблему
взаимоотношения людей, сострадания и ответственности друг перед другом.
Процедура:
1 этап "Вызов"
На доске
написаны слова: - сострадание
- сочувствие
- сопереживание
Учитель: - Что
общего между этими словами?
- Что обозначает приставка со- ?
- По какому принципу объединены эти слова?
( приставка со- обосначает единение в
чём-либо; близкие по значению; синонимы)
Тема урока тесно
связана с этими понятиями. Подумайте, о чём пойдет речь на нашем уроке? О
сочувствии, сопереживании мы будем говорить, работая над рассказом И.А.Бунина
"Лапти".
Выступление с
сообщением ученика о И.А.Бунине.
2 этап "Осмысление"
Метод
"Чтение с остановками"
Текст делится на
3 части,. Текст читается учителем, ученики следят и слушают.
1-й блок
вопросов ( 1 - 17 пр-е):
·
Какую
роль играет описание природы в начале отрывка?
·
Какие
слова отражают тревожность ситуации?
·
Как
отразились в рассказе признаки прошлого?(как это поняли?)
·
Какие
вы видите возможные пути выхода из этой ситуации?(изобразить в виде кластера)
Ученики
оформляют работу либо на отдельных листочках, либо в тетрадях.
ситуация
надеяться
на лучшее смириться врач спасёт больного пойдет Нефёд
2-й блок
вопросов (18 - 45 пр-я):
·
Почему
Нефёд решился идти, зная, что это опасно?
·
Какие
средства выразительности использует автор (33-41пр.)? Выпишите в тетради примеры.
·
Какую
роль играют риторические обращения и восклицания?
·
Продолжить
работу с кластером:
пойдёт
Нефёд
вернётся
не вернётся
3-й блок
вопросов ( 47 - 52 пр-е):
·
Какое
слово предвещает трагическую концовку рассказа? (зловещий)
·
Как
погиб Нефёд? (пересказать фрагмент)
·
Какие
нравственные качества проявились в поступке Нефёда? (сострадание,
сопереживание, сочувствие)
Рефлексия на
этапе осмысления (приём незаконченного предложения)
"Я считаю,
что Нефёд отдал свою жизнь ... "
·
Вернёмся
к началу рассказа. Почему рассказ назван "Лапти"?
·
Как
бы вы его озаглавили?
3 этап "Рефлексия"
·
Сконструируйте
высказывание по клише (детям выдаётся клише на отдельных листочках) - работа в
парах
·
Составить
синквейн - возможна работа в парах.
4
этап "Задание на дом"
- написать эссе (или небольшую творческую
работу) на тему "Сострадание в современном мире".
Условия
реализации технологии на данном уроке:
·
наличие
доски и мела;
·
наличие
раздаточного материала (тексты, клише, чистые листы для работы);
·
работа
в парах
Диагностируемый
результат проверить через выполнение
домашнего задания.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Синквейн:
Нефёд
Отважный,
преданный
Пошёл,
не струсил, преодолел
Любовь
и веру проявил на деле
Победивший
смерть
Сострадание
Чуткий,
любящий
Проявить,
испытать, любить
Проявление
понимания в любой ситуации
Сочувствие
Клише:
«И.А.Бунин не
случайно назвал свой рассказ _____________. Лапти - старинная крестьянская
обувь. Но в бунинском рассказе это слово обретает новое значение. Лапти, за
которые человек отдал _______________________________, становятся
воплощением_________________________________,_______________________,___________________.»
Текст:
Пятый день несло непроглядной вьюгой. В
белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое
горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил
дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он
лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что
сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора,
тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...
Стукнуло в прихожей, - Нефед принес
соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной
свежестью, приотворил дверь, заглянул:
- Ну что, барыня, как? Не полегчало?
- Куда там, Нефедушка! Верно, и не
выживет! Все какие-то красные лапти просит...
- Лапти? Что за лапти такие?
- А господь его знает. Бредит, весь
огнем горит. - Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок,
разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло...
И вдруг твердо:
- Значит, надо добывать. Значит, душа
желает. Надо добывать.
- Как добывать?
- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить
фуксином нехитрое дело.
- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст!
Где ж в такой ужас дойти!
Еще подумал.
- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не
доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...
И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни
слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой
подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через
двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном
море.
Пообедали, стало смеркаться, смерклось -
Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес.
Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но
оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел,
ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.
Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за
отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся
бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он
как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя
(и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
- Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что
тебе стоит!
И мать кидалась на колени и била себя в
грудь:
- Господи, помоги! Господи, защити!
И когда, наконец, рассвело, послышалось
под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как
всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а
затем торопливый зловещий стук в окно.
Это были новосельские мужики, привезшие
мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в
розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете
свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем
было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то
ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый
человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские,
протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.