Тема "Нравственная основа рассказа И.А.Бунина "Лапти".

(урок литературы в 6 классе)

 

Цель:  обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в прцессе анализа текста.

 

Задачи:  - научить выражать личностное отношениние к поднятой проблеме;

         - воспитывать в детях чувство сострадания к окружающим.

 

Содержание:  небольшой по объёму текст представляет собой целостное произведение И.А.Бунина "Лапти", имеет в основе важную нравственную проблему взаимоотношения людей, сострадания и ответственности друг перед другом.

 

Процедура:

 

1 этап  "Вызов"

На доске написаны слова:  - сострадание

                        - сочувствие                          

                        - сопереживание

Учитель: - Что общего между этими словами?

                  -  Что обозначает приставка со- ?

                  -  По какому принципу объединены эти слова?

( приставка со- обосначает единение в чём-либо; близкие по значению; синонимы)

Тема урока тесно связана с этими понятиями. Подумайте, о чём пойдет речь на нашем уроке? О сочувствии, сопереживании мы будем говорить, работая над рассказом И.А.Бунина "Лапти".

Выступление с сообщением ученика о И.А.Бунине.

 

 

2 этап   "Осмысление"

Метод "Чтение с остановками"

Текст делится на 3 части,. Текст читается учителем, ученики следят и слушают.

1-й блок вопросов ( 1 - 17 пр-е):

·         Какую роль играет описание природы в начале отрывка?

·         Какие слова отражают тревожность ситуации?

·         Как отразились в рассказе признаки прошлого?(как это поняли?)

·         Какие вы видите возможные пути выхода из этой ситуации?(изобразить в виде кластера)

Ученики оформляют работу либо на отдельных листочках, либо в тетрадях.

ситуация       

 

надеяться на лучшее       смириться       врач спасёт больного         пойдет Нефёд

 

2-й блок вопросов (18 - 45 пр-я):

·         Почему Нефёд решился идти, зная, что это опасно?

·         Какие средства выразительности использует автор (33-41пр.)?  Выпишите в тетради примеры.

·         Какую роль играют риторические обращения и восклицания?

·         Продолжить работу с кластером:

пойдёт Нефёд

 

            вернётся                                                  не вернётся 

 

3-й блок вопросов ( 47 - 52 пр-е):

·         Какое слово предвещает трагическую концовку рассказа? (зловещий)

·         Как погиб Нефёд? (пересказать фрагмент)

·         Какие нравственные качества проявились в поступке Нефёда? (сострадание, сопереживание, сочувствие)

Рефлексия на этапе осмысления (приём незаконченного предложения)

"Я считаю, что Нефёд отдал свою жизнь ... "

·         Вернёмся к началу рассказа. Почему рассказ назван "Лапти"?

·         Как бы вы его озаглавили?

 

3 этап   "Рефлексия"

·         Сконструируйте высказывание по клише (детям выдаётся клише на отдельных листочках) - работа в парах

·         Составить синквейн - возможна работа в парах.

 

4  этап   "Задание на дом"

-  написать эссе (или небольшую творческую работу) на тему "Сострадание в современном мире".

Условия реализации технологии на данном уроке:

·         наличие доски и мела;

·         наличие раздаточного материала (тексты, клише, чистые листы для работы);

·         работа в парах

Диагностируемый результат проверить через выполнение  домашнего задания.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Синквейн:

Нефёд

Отважный, преданный

Пошёл, не струсил, преодолел

Любовь и веру проявил на деле

Победивший смерть

 

 

Сострадание

Чуткий, любящий

Проявить, испытать, любить

Проявление понимания в любой ситуации

Сочувствие

 

 

Клише:

«И.А.Бунин не случайно назвал свой рассказ _____________. Лапти - старинная крестьянская обувь. Но в бунинском рассказе это слово обретает новое значение. Лапти, за которые человек отдал _______________________________, становятся воплощением_________________________________,_______________________,___________________.»

 

 

Текст:    

       Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...

       Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

       - Ну что, барыня, как? Не полегчало?

       - Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...

       - Лапти? Что за лапти такие?

       - А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. - Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло...

И вдруг твердо:

       - Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

       - Как добывать?

       - В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

       - Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

       Еще подумал.

       - Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

       И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

       Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

       - Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

       И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

       - Господи, помоги! Господи, защити!

       И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.

       Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...

       За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.