Содержание программы

 

Раздел 1. Введение в журналистику.

Понятие и сущность журналистики. Базисные понятия журналистики. Детская журналистика. Деятельность корреспондента.

 

Раздел 2. Лингвистика.

Текст как единица речи. Тема и идея текста. Структура текста. Стили и типы речи. Публицистический стиль. Его основные жанры в устной и письменной форме речи. Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, изобразительно – выразительные средства языка.

 

Раздел 3. Литературное редактирование.

Понятие и сущность литературного редактирования. Нормы современного литературного языка. Типичные нарушения норм и способы их устранения. Стандартные корректурные знаки. Редакторская правка.

 

Раздел 4. Организация работы корреспондента.

Виды газетных и журнальных публикаций. Сбор и обработка информации. Хроника. Виды заметок. Виды интервью. Репортаж. Отчет. Зарисовка.

 

 

 




МБОУ «КУРМАНАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

Повышение культуры речи через

словарную работу.

 

 

 

Выполнила: Сельцина Наталия Николаевна

учитель русского языка и литературы,

I категории

Курманаевской средней

общеобразовательной школы

Курманаевского района

Оренбургской области.

стаж работы 23 года.




 

 

 с.Курманаевка, 2011 год.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы культуры речевого общения средних школьников........................................................................................................................... 6

    1.1.Основные понятия культуры речи. 6

        1.2. Задачи и содержание работы по культуре речи в школе. 6

ГЛАВА 2. Формы и методы развития культуры речевого  общения у средних школьников через словарную работу. 29

   2.1 Задачи и содержание словарной работы для  развития культуры  речи учащи. 18

  2.2.Система упражнений словарной работы для повышения культуры речи учащихся. 31

2.3 Требования к речи учащихся .......................................................... 32

2.4.Критерии оценки культуры речи учащихся. 34

2.4.1. Оценка устных  ответов учащихся.

2.4.2. Оценка  письменных работ учащихся.

2.5. Виды ошибок и недочетов в речи учащихся....               2.1.1. Грамматические ошибки . 31

2.5.1.Грамматические ошибки ............................................................... 32

2.5.2. Речевые ошибки и недочеты.. 33

2.5.2.1. Речевые ошибки. 33

2.5.2.2. Речевые недочеты                     

 ГЛАВА 3. Экспериментальная работа по развитию культуры речевого общения учеников шестого класса средней школы.. 44

       3.1. Содержание экспериментальной работы по развитию речи учеников шестого класса средней школы........................................................................ 40

       3.2. Анализ результатов экспериментальной работы.............................. 48

ВЫВОДЫ.. 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50

Список литературы.. 51

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 53


ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность проблемы исследования. Бурная река изменений в стране, затронувших все стороны нашей жизни, постоянно успокаивается, входит в берега повседневного бытия и затишьем своим побуждает к размышлениям о том, что было, есть и будет. И прошлое, и настоящее, и будущее - это поколения людей, их жизнь, их дела, их надежда.

Выйдя из стен школы, молодой человек должен чувствовать себя уверенным, должен иметь свою твёрдую жизненную позицию, разумную точку зрения, мог её логично, аргументировано отстаивать на русском литературном языке - богатом, выразительном, образном. В решении задачи совершенствования речемыслительной деятельности средних школьников особое значение приобретают вопросы развития самостоятельной устной и письменной речи.

  Особенно актуальной эта проблема стала в последнее время в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые и общеучебные компетенции, определяющие современное качество образования».

Это потому, что налицо деформация русского литературного языка, расшатывание его норм, снижение речевой культуры и грамотности населения, замена истинно культурных ценностей продуктами массовой культуры, падение интереса к изучению родного русского языка и литературы.

Ещё один немаловажный аспект – это то, что наш век - век компьютерных технологий. Обеднённый и упрощённый до безграмотности язык СМС и электронных сообщений стал проникать в повседневную речь и претендовать на норму.

Член-корреспондент АМН В.Шапота (Москва) с горечью пишет, что «русский язык пока не воспринимается нами как национальное сокровище, а его надо спасать, как это уже делается в отношении памятников страны, культуры, искусства». Русские люди перестали любить само слово, интересоваться его богатейшими возможностями, исчезает уважение к нему.

Несколько лет назад в «Литературной газете» было опубликовано стихотворение Вадима Шофнера, имеющее caмое прямое отношение к сегодняшней проблеме:

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность                                                                                                                                                                                                                                                                                Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

„Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо -

Не скудела в наши дни.

Как ни нам, учителям, постараться вернуть утраченную красоту русской речи, увлечь молодых людей к словесности. Мы должны победить равнодушие к родному слову, его деградацию, обнищание и тем самым пробудить в юных гражданах чувство собственного достоинства и самоуважение, добра, милосердия,

терпимости к чужому мнению. Раз и навсегда объяснить необходимость духовного возрождения, морального развития, культивирование нравственности, соблюдение норм повседневного общения и поведения. Именно нам, педагогам, возродить уважение к самоценному, доброму и честному, яркому и правдивому Слову, неразрывно связанному с делом и помогающему делу.

Именно через предметы: русский язык и литература - возможно формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности, продолжение национальных традиций, укрепление исторической преемственности поколений.

Поэтому уделяется большое внимание к качеству преподавания этих дисциплин, т.к. именно они играют основную роль в процессе воспитания и                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         образования личности, формирования нравственных качеств человека и его национального самосознания. При этом языковое образование является основой интеллектуального развития и саморазвития личности.

Одними из главных целей предметов русский язык и литература являются обучение языковой, коммуникативной, речевой компетенции, а именно овладение учащимися культурной речи.

Всё вышесказанное подтверждает актуальность выбранной проблемы исследования, целью которой является выяснение, что же такое культура речи и как проводится работа по развитию навыков культуры речи у средних школьников, в частности учащихся пятого класса средней общеобразовательной школы.

Объект исследования: процесс организации культуроведческой работы на уроках русского языка и собственно культура общения учеников девятого класса  Курманаевской средней школы.

Предмет исследования: развитие культуры речевого общения через словарную работу, формирование грамотной и высококультурной личности.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия развития культуры речевого общения у учащихся девятого класса  Курманаевской средней школы через словарную работу.

 Задачи исследования:        1. Проанализировать причины актуализации вопросов культуры речи в современном обществе и в средней школе в частности.

2.  Раскрыть основные требования  культурной речи учащихся.

3. Описать  основные требования к речи учащихся и критерии её оценки.

4. Рассмотреть систему упражнений словарной работы для формирования культуры речи у учащихся.

  Гипотеза исследования: В работы положено предположение о том, что если на уроках русского языка использовать предложенную систему упражнений словарной работы, то это позволит повышать культуру речи учащихся.

Для реализации задач исследования и проверки исходной гипотезы был использован комплекс методов исследования, включающий следующие компоненты: теоретический анализ психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; организация целенаправленной опытной работы; изучение, анализ, обобщение. Для реше­ния частных исследовательских задач использовались также на­блюдения, беседы, творческая работа с учащимися, изучение, анализ документов и результатов деятельности учащихся; создание специально конструируемых педагогических ситуаций.

Методологическая основа исследования: труды Купаловой Л.Ю, Баранова М.Т., М. М. Разумовской, Ладыженской Т.А , Львова М.Р. , Люстровой З.Н., Миллер Ц.Г , Прудниковой  А.В, Рыбниковой   М.А., Соколовой  В.В. , Скороходова Л.К, Текучева А.В., Язовицкого Е.В., С. И. Ожегова, В. В. Виноградова, Л. И. Скворцова, Н.Ф.Федорова,  Б. Н. Головина и других.

Этапы исследования:

Первый этап – теоретический: анализ литературы, составление плана работы, определение основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.), написание первой главы.

Второй этап – экспериментальный: проведение уроков русского языка с использованием системы упражнений словарной работы.

Третий этап – обобщающий: анализ и сравнение полученных результатов, и литературное оформление  работы.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений.