МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества»
МБОУ «Курманаевская СОШ»
МБОУ «Курманаевская СОШ»
«Утверждена»
---------------------------------------
---------------------------------------
---------------------------------------
---------------------------------------
ПРОГРАММА
объединения
«Школьный корреспондент»
объединения
«Школьный корреспондент»
Возраст воспитанников: 13 -15 лет.
Срок реализации: 2 года.
Составитель:
Сельцина Наталия Николаевна,
учитель первой категории,
педагог дополнительного образования.
Сельцина Наталия Николаевна,
учитель первой категории,
педагог дополнительного образования.
c. Курманаевка –2011год.
1. Пояснительная записка.
Программа объединения «Школьный корреспондент» направлена на развитие лингвистических, коммуникационных, интеллектуальных способностей учащихся.
В настоящее время чрезвычайно расширилось социальное пространство, в котором протекает жизнедеятельность подростков и сферы, влияющие на образ их мысли. Объединение «Школьный корреспондент» способен создать условия для непосредственного участия ребят в средствах массовой информации, где они могут представить сведения, связанные с переживаемыми событиями, актуальным социальным опытом их сверстников. Данное объединение представляет возможность самовыражения учащихся, детская пресса помогает ребятам вносить собственную лепту в решении многих проблем, свойственных их возрасту.
Таким образом, в сложившейся ситуации актуальной считается проблема самовыражения учащихся. Данная программа приобщает учащихся к работе с источниками, помогающими вырабатывать «самостоятельность мышления», способствует развитию литературно-творческих способностей, учит вырабатывать умение отстаивать свою точку зрения.
Принимая участие в прессе, ребята одновременно получают стартовую площадку в мир журналистики, что может стать для кого-то из них ориентиром в выборе профессии.
Одним из важнейших средств для самоутверждения юной личности является предоставление возможности конкретному ребёнку свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению.
Занятия в объединении предполагает разработку теоретических и методических основ включения детской прессы и аудиовизуальных средств в систему массовой коммуникации, открытости этой системы для юной личности; создание практических условий для объединения усилий, как самих ребят, так и всех заинтересованных сил общества для выполнения данной социальной задачи.
Данная программа рассчитана на учащихся среднего звена. Она помогает ученикам овладеть умениями правильно и хорошо выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствует развитию интереса к литературному творчеству, а у некоторых учащихся – развитию их литературно-творческих способностей.
2. Цели и задачи программы.
Цель:
- самоопределение и самовыражение личности через включение в различные формы журналистской деятельности.
Задачи:
- формировать систему знаний, умений, навыков по основам журналистики;
- помочь юным журналистам в овладении навыками профессионального мастерства, защита их прав и интересов;
- развитие познавательной и социальной активности юных корреспондентов и начинающих журналистов;
- развивать интеллектуальные способности юных корреспондентов и начинающих журналистов;
- воспитывать потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать учащимся необходимые для этого навыки.
3. Условия реализации программы.
3.1. Режим работы: занятия проводятся два раза в неделю по два часа.
3.2. Фомы и методы проведения занятий.
Словесные методы обучения:
- устное изложение,
- беседа,
- доклад,
-анализ текста,
- лекция,
- интервью.
Наглядные методы обучения:
- показ видеоматериалов, иллюстраций, фотографий,
- наблюдение,
- работа по образцу.
Практические методы обучения:
- ролевая игра,
- практическая работа,
- работа в группах,
- экскурсия,
- интеллектуальная игра,
- выпуск газеты.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративные методы обучения (восприятие и усваивание готовой информации),
- репродуктивные методы (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности),
- частично-поисковые методы (участие детей в коллективном поиске),
- исследовательские методы (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).
Основные формы деятельности:
- выпуск школьной газеты,
- сотрудничество с районной газетой «Знамя труда»,
- участие в конкурсах для юных журналистов.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
- групповая,
- индивидуальная,
- индивидуально-групповая.
Программа предусматривает теоретическую и практическую части.
3.3. Критерии оценки результатов обучения.
Первый год обучения.
Учащиеся должны знать:
- основные жанры прессы,
- специфику создания заметок, статей разных жанров,
- законы построения номера школьной газеты,
- принципы организации рубрики в газете,
- особенности речевой организации школьной газеты,
- некоторые виды тропов, приёмов построения речи.
Учащиеся должны уметь:
- логично излагать материал,
- создавать различные по жанру заметки и статьи,
- проводить опросы, анкетирование учащихся, осуществлять мониторинг деятельности,
- брать интервью и оформлять его,
- работать индивидуально, в соавторстве, в группе,
- правильно построить текст, уметь применять некоторые виды тропов, приёмов построения речи,
- осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста.
Второй год обучения
Учащиеся должны знать:
- историю журналистики,
- специфику работы корреспондента,
- нормы написания путевых заметок, отзывов,
- нормы написания рецензии, критической статьи.
Учащиеся должны уметь:
- правильно строить текст рецензии, критической статьи,
- правильно оформлять отзывы, путевые заметки,
- оценивать события с высокой нравственной позиции,
- писать публицистические статьи в районную газету,
- работать с источниками, помогающими выработать «самостоятельность мышления»,
- отстаивать свою точку зрения, формировать собственное мировоззрение.
Критерии и формы оценки качества знаний:
- написание статей в газету, участие в конкурсах юных корреспондентов, тестирование, опрос, зачёт.
Регулярность проведения контроля качества знаний: по окончании изучения раздела, в конце четверти, в конце года.
Методическое обеспечение.
При организации кружка целесообразно опираться на работу учащихся на уроках русского языка и литературы. На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы ( часто дискуссионного характера), опираясь на свой жизненный опыт и прочитанные произведения. Задача руководителя кружка заключается в том, чтобы написанные сочинения не оставались забытыми, выполняя роль тренировочных упражнений на определенном этапе обучения.
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение теоретической и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. На некоторых занятиях руководитель может избрать дедуктивно – индуктивный путь, когда учащиеся сначала прослушивают доклад – сообщение о каком – либо из газетных жанров, а затем анализируют работы, связанные с изучаемой темой. Другие занятия, напротив, могут быть построены на основе индуктивно – дедуктивного способа. В этом случае проводятся практические занятия, на которых анализируются соответствующие газетные публикации, а затем изучается теоретический материал.
Необходимо учитывать, что при организации работы учащихся над сочинениями в жанре газетных публикаций важную роль играет умение писать на заданную тему и подчинять свои высказывания определенной мысли, собирать и систематизировать материал, пользоваться черновиком, редактировать написанное и т. п.
Достижению поставленных целей поможет составление рабочих материалов, использование записных книжек, блокнотов корреспондента. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов, следует записывать слова, фразеологические сочетания, которые могут понадобиться для раскрытия темы. Можно предложить школьникам сделать синтаксические заготовки: словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания. Особое внимание учащихся следует обратить на вопросы взаимосвязи жанра и стиля.
Следует помнить, что существуют газетные жанры, с которыми дети знакомятся непосредственно в кружке юнкоров. Это жанры так называемой информационной группы: хроника. Краткая расширенная информация, интервью, отчет, зарисовка, путевые заметки, репортаж. В методическом аспекте очень важно показать юнкорам возможность представления одного и того же материала в различных жанрах.
В стенных газетах периодически должны помещаться рецензии на художественные произведения, спектакли и телепередачи. Опят написания рецензий учащиеся приобретают на классных занятиях. А затем эти навыки закрепляются при работе в кружке.
Большое значение для формирования самостоятельности школьников имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Руководителю кружка необходимо вырабатывать у учащихся привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.
Руководителю кружка следует помнить. Что на страницах школьной печати должны выступать все юнкоры. Весьма желательно, чтобы кружковцы публиковались и в районных газетах.
Лингвистические стенные газеты имеют огромное значение в борьбе за точность, простоту, ясность и богатство языка. Важным звеном в деятельности кружка является проведение различных праздников, конкурсов, бесед, часов общения и смотров. Были бы полезны встречи школьников с работниками средств массовой информации. Они знакомят школьников с основами редакторского и издательского дела, могут организовать экскурсии в редакцию местной газеты или в типографию.