Портфолио
учителя русского языка и литературы муниципального бюджетного
образовательного учреждения
«Курманаевская
средняя общеобразовательная школа»
Сельциной
Наталии Николаевны
Содержание
Раздел I. «ПОРТРЕТ».
Рубрики:
1. Разнообразная
учительская жизнь
2. Моя педагогическая философия
«Чему
учить в новом веке?»
Раздел II. «РАБОЧИЕ
МАТЕРИАЛЫ».
Рубрики:
1.
«Мои
документы».
2. Из опыта работы. «Повышение культуры речи
через словарную работу».
3. Авторские материалы из опыта работы.
Раздел III. «МОИ
ДОСТИЖЕНИЯ».
Рубрики:
1. «Стимулы успеха
».
2. « Мониторинг
качества преподавания ».
3. «Повышение
педагогического мастерства».
4. Публикации
Раздел
IV.
«САМООБРАЗОВАНИЕ»
Рубрики:
1.Мониторинг
качества знаний
2.Мои уроки.
3.Анализ урока
4.Педагогические находки.
5. Рекомендации.
Раздел I:
Портрет
Я учитель, а это значит
«распознать, выявить, раскрыть,
взлелеять, выпестовать, в каждом
ученике его неповторимый талант»
(В.Сухомлинский)

Лыжная прогулка с классом, 2009 г.

1 сентября 2007 г.

Урок литературы в 9 классе.

Консультация по русскому языку в 11 классе.
«Чему учить в новом веке?»
( Эссе)
Перелистав известные тома,
Мы учим жить словами и сердцами
Добру, терпенью, красоте ума
Детишек с любопытными глазами.
Отчетливо слышу звучный школьный звонок. А я ещё даже не у заветной калитки. Опаздываю …. Бегу изо всех сил. Надо держать марку уверенности, благополучия, благородства. Отвечаю на приветствия родителей …, а мысли в школе : не приготовила к уроку доску, не раздала тетради… Как так произошло? Вбегаю в просторный вестибюль, а там …директор! В ее глазах укор, непонимание, разочарование. Мысли путаются в голове в поиске какого-то объяснения…
И тут … просыпаюсь …. Ощущаю на лице капельки пота, а на душе – облегчение: как хорошо, что это сон. Уже не уснуть. Вот за окном слышен шум приближающегося поезда, значит, семь часов утра – скоро вставать. Моя дочка посапывает в кровати. Все хорошо…Мысли опять в школе. И я себя ловлю на том, что мне приятно об этом думать. Мысли улетают далеко…
Жалуемся и печалимся: другие дети! Да, время сейчас другое. Чему учить в новом веке?
А учить надо в новом веке, как и в старое время, быть Человеком, следуя десяти заповедям, описанным в Библии.
Часто размышляю как Печорин: «Зачем, для какой цели живу? А, верно, она существует, и, верно, назначение мое высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…»
И такова моя жизнь, мое дело, мое назначение - учить добру, чтобы мои ученики несли людям свет радости, свет общения, благодаря которому наступает эра Добра, просвещения в нашей великой России. И в этом высокое назначение Учителя.
Современному Педагогу следует обладать высоким мастерством, чтобы воспитать гражданина, помочь вырасти личности, способной выжить, сориентироваться в условиях неопределенности и нестабильности; взрастить молодого человека интеллектуалом, владеющим социально приемлемыми и эффективными способами поведения в окружающей среде, умеющим выбирать, анализировать, продуктивно использовать информацию. Нужно быть тонким и мудрым Мастером, чтобы использовать нужную мелодию и научить ребенка найти социально-приемлемые способы самореализации в условиях социального и экономического неравенства. Нужно умело донести ребенку необходимость сочетать собственные интересы и интересы окружающей социальной среды. Раз и навсегда объяснить высокое назначение человека – «…жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия…» (Б.Пастернак).
Одним словом, «поставить на крыло» - вот главная задача сегодняшнего педагога. Но воспитать крылатого человека может только крылатый учитель, воспитать счастливого может счастливый. И я верю в воспитательную миссию учителя, который способен создать атмосферу культуры, добра, высоких знаний. Вот почему современный и будущий учитель – это высокообразованный человек – интеллектуал, который, решив посвятить себя детям, не рассчитывает ни на славу, ни на шумный успех, ни на большое материальное благополучие. Он призван на кропотливую бесконечную работу, а славу ему приносят ученики.
Мало передать знания, надо суметь обогатить разум и душу ребенка. А для этого учитель должен отлично владеть своим предметом, глубоко знать содержание преподаваемого курса, применять современные педагогические технологии в образовательном процессе.
Современный учитель-профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а, добиваясь намеченной цели, совместно с детьми проживает и переживает все, что происходит каждый день в школе, соединяя воедино, и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он находит возможность и проявляет стремление работать творчески.
Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом поиске во всех видах взаимодействия с учащимися. Того требует новое время.
Современная педагогика изменила свой взгляд на преподавание, сейчас учитель выступает в роли дирижера, он не диктует, что играть, а поправляет, направляет, предлагает, но не навязывает, не ограничивает свободу мысли, умело приближая ребёнка к мысли, что эта информация для дальнейшей жизни необходима, одним словом, мотивировать на получение знаний для дальнейшей успешной самореализации.
Учитель сегодня должен знать, чувствовать, что не достает каждому караваю: тепла, меда, соли, водички или масла. И умело поправить дело…Время требует этого.
Сегодня учитель не преподносит готовую истину, а учит ее находить, вырабатывает умение мыслить. Он не только передает знания, которые когда-то сам получил, а каждый раз показывает, когда и где можно использовать данную информацию. Учитель должен научить «обосноваться на высоте» жизни.
И когда это обстоит именно так, ты настоящий учитель.
Очень часто по долгой дороге в школе, наслаждаясь незатейливой степной природой и незамысловатым пением птиц, рассуждаю, какой же я учитель? Нуждаются ли во мне ученики? Тому ли я учу?
И ответить мне на вопрос помогают всплывающие в памяти строки писем и открыток: «Дорогая… Поздравляю Вас… Я вас очень люблю… Ваш ученик…»
О какой оценке можно еще мечтать? Появляются крылья, обретается легкость…
Вот моя любимая школа, заветная калитка, просторный вестибюль. Директор, тактично улыбаясь, приветствует, настраивая на приятную и нужную работу.
Еще мороз не перестал щипать щеки, а я уже открываю дверь своего уютного кабинета, вижу приветливые, милые лица своих учеников, и с уст срывается звенящее, искрящееся, располагающее и ласкающее: «Здравствуйте, ребята!...»