ГЛАВА III.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
культуры речевого общения учеников шестого класса средней
школы
3.1 Содержание экспериментальной работы по развитию
речи учеников шестого класса средней школы
С целью практического обоснования
выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы развития культуры
общения средних школьников, было проведено исследование.
Экспериментальная работа проводилась на
базе 6А класса Курманаевской общеобразовательной школы. Эксперимент включал в
себя 3 этапа:
а) констатирующий; б) формирующий; в) контрольный.
В
классе 20 учащихся. В эксперименте принимало участие 19 человек (один ученик
проходит программу 8 вида). Как показали наблюдения во время работы, по уровню
успеваемости все ученики различаются между собой, но неуспевающих учеников в
классе нет. Опрос учащихся показал, что характер общего эмоционального климата
в классе бодрый, жизнерадостный. К предмету русский язык отношение у
большинства школьников положительное.
Задачей
констатирующего этапа исследования было выявить эффективность словарной работы
для развития культуры речевого общения у
учеников 6А класса на уроках русского языка.
В класса согласно календарно-тематическому планированию было
проведено изложение по рассказу
Л.Н.Толстого «Акула».
Количество грамматических, речевых ошибок и
недочётов я разделила на количество учеников в классе и получила среднее
количество этих ошибок. Результаты диагностической
работы занесены в таблицу 1:
Таблица 1
Результаты
констатирующего эксперимента
Дата
|
Тема |
Класс |
Кол-во грамматических ошибок (%) |
Кол-во речевых ошибок (%) |
Кол-во речевых недочётов(%) |
16.11.
2010 |
Изложение
по рассказу Л.Н.Толстого «Акула». |
6А |
15,7% |
26,3% |
15,7% |
Анализируя
данные таблицы, что в классе существуют проблемы с незнанием лексического
значения слова, в употреблении слова в несвойственном ему значении.
Я
предположила, что повысить уровень культуры общения школьников будет
возможно при проведении уроков по формирования культурный навыков и развитию
речевого общения.
С целью проверки этого предположения был
проведён формирующий этап исследования.
Формирующий эксперимент проводился так
же в контрольном и экспериментальном классах.
На формирующем этапе исследования было
проведено несколько уроков русского языка для развития культуры речевого
общения учеников пятых классов средней школы.
Темы экспериментальных уроков:
1. Сочинение в жанре рассказа. 08.02.2011
2. Выборочное изложение по рассказу
А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
05.04.2011
3. Публицистический стиль речи. 17.02.2011
На всех уроках использовала словарную
работу для повышения культуры речи. Затем, как и в констатирующем эксперименте
я провела итоговую диагностическую работу и свела результаты в таблицу (см.
таблицу 2).
Таблица 2
Результаты формирующего
эксперимента
Дата |
Тема |
Класс |
Кол-во грамматических ошибок (%) |
Кол-во речевых ошибок (%) |
Кол-во речевых недочётов(%) |
16.11. 2010 |
Изложение по рассказу
Л.Н.Толстого «Акула». |
6А |
15,7% |
26.3% |
15,7% |
27.02.2011
|
Сочинение в жанре рассказа. |
6А |
21% |
15,7% |
5,2% |
16.05.2011 |
Итоговое изложение «Речкино имя» |
6А |
10,5% |
5,2% |
5,2% |
Сравнивая
этапы констатирующего и формирующего экспериментов можно сделать вывод, что
после проведения уроков по развитию культуры речи и систематически используя
словарную работу на уроках русского языка у учеников уменьшилось количество
грамматических ошибок, речь стала грамотнее и понятнее.
3.2 Анализ результатов экспериментальной
работы
по развитию культуры речевого общения
пятиклассников. Результаты
формирующего эксперимента получились высокие. После систематического проведения уроков по развитию культуры речи и систематически
используя словарную работу на уроках русского языка у учеников уменьшилось
количество грамматических ошибок, речь стала грамотнее и понятнее.
ВЫВОДЫ.
Средний
школьный возраст - это период интенсивного развития всех сторон речи, культуры общения
и коммуникативных качеств личности. Поэтому развитие и повышение уровня
культурного развития школьников играют особую роль. Важно развивать как умение
грамотно изъяснять свои мысли, так и любовь к родному языку. Дети должны ценить
родной язык, относиться к нему бережно, не искажать и не осквернять его.[6]
В работе была проанализирована
методическая, литературоведческая литература, труды выдающихся педагогов и
психологов, научных деятелей. Были определены наиболее содержательные методы
обучения.
Проделав
данную работу, можно сделать вывод, что нужно осуществлять постоянное
использование словарной работы на уроках русского языка и контроль над развитием культуры общения и мышления
школьника путем систематической диагностики, вовремя внося поправки в его
мировоззрение, стилистику, орфографию. Только в этом случае развивающий эффект
обучения будет максимальным.
В
методической литературе указаны различные типы упражнений, способствующих повышению
культуры речи школьников.
Только
развитие всех сторон речи, в том числе и культуры речевого общения средних
школьников подготовит их к дальнейшему совершенствованию связной речи, а также
культурных и духовных качеств личности.
Заключение.
В
заключении можно сказать, что центральное место в обучении школьников русскому
языку занимает формирование культуры речи, так как развивая речь, человек
активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.
Задача учителя – в доступной для учащихся
форме раскрыть основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения
определённой информации, организации и планирования деятельности, воздействия
на мысли, чувства, поведение людей.
В ходе исследования было теоретически обоснованы и экспериментально
проверены условия развития культуры речевого общения у учащихся шестых классов
Курманаевской средней школы.
Были реализованы следующие задачи:
1.
Проанализированы причины актуализации вопросов культуры речи в современном
обществе и в средней школе в частности.
2.
Представлены основные требования культурной речи учащихся.
3.Описаны
основные требования к речи учащихся и критерии её оценки.
4. Представлена система упражнений
словарной работы для формирования культуры речи у учащихся.
Список литературы.
1.
Арсирий А.Т. Занимательные материалы. Москва
«Просвещение», 1995 год.
2.
Баранов
М.Т. «Проблемы обогащения словарного запаса учащихся 1 -8 классов на уроках
русского языка». Москва, 1969 год.
3. Зданкевич В.
«Русская занимательная грамматика». Издательство
«Самарский Дом печати», 1993 год.
4.
Купалова
Л.Ю. «Словосочетание и предложение в школьном курсе синтаксиса». Москва, 1974
год.
5.
Купалова Л.Ю.
«Совершенствование методов обучения
русскому языку». Москва, Просвещение 1981 год.
6.
Ладыженская
Т.А. «Методика развития речи на уроках русского языка» Москва, 1985 год.
7.
Львов
М.Р. Справочник-словарь по методике преподавания русского языка. Москва, 1985
год.
8. Львов М.Р. Методика развития речи учащихся
начальных классов.
Москва, 1985 год.
9. Люстрова З.Н. Беседы о русском слове. Москва
«Знание», 1976 год.
10. Миллер Ц.Г. «Словарно-орфографические
упражнения». Москва, 1976
год.
11. Прудникова
А.В. «Лексика в
школьном курсе русского
языка».
Москва, 1979 год.
12. Русское литературное произношение и ударение.
Словарь-справочник.
Москва, 1960 год.
13. Рыбникова
М.А. «Очерки по
методике литературного чтения».
Москва, 1995 год.
14.
«Русский
язык в школе», № 2-1998 год, стр.32-36.
15.
«Русский
язык в школе», № 2-1999 год, стр.22.
16. Соколова
В.В. «Культура речи», «Культура
общения». Москва
«Просвещение», 1991 год, стр. 12-13, 40-41.
17.
Скороходов
Л.К. Словарная работа на уроках русского языка. Москва «Просвещение», 1990 год.
18.
Текучев
А.В. «Методика русского языка в средней школе» 3-е издание, переработанное.
Москва, 1980 год.
19.
Язовицкий
Е.В. «Говорите правильно». Москва «Просвещение», 1969 год.