Ход урока
1.
Организационный этап – 1 мин.
Учитель
приветствует учеников, сообщает о гостях, присутствующих на уроке, проверяет
готовность учащихся к уроку.
Цель: организация начала урока.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
П. Этап всесторонней проверки знаний
1.
Слово учителя.
-
Наш сегодняшний урок построен на материале жизни и творчества А.А.Ахматовой.
На
экране портрет А. Ахматовой и четверостишие из ее стихотворения «Тайны
ремесла».
Не должен быть он очень несчастным
И главное – скрытным. О нет! –
Чтоб быть современнику ясным
Весь настежь распахнут поэт.
Учитель: - Почему эти
слова из стихотворения А. Ахматовой я взяла
эпиграфом к сегодняшнему уроку?
-
Из
какого стихотворения это четверостишие? («Тайны ремесла».)
2.
Проверка орфографии: (синтез индивидуальной и коллективной деятельности)
- 7 мин.
Цель: проверка орфографической
грамотности; умения распознавать словосочетания разных видов; умения
распознавать части речи и их формы; владения приемами морфемного и
словообразовательного разбора.
Учитель: - Начнем наш урок
с орфографической разминки. Работаем по вариантам.
Учащиеся
1-го варианта выполняют задание, которое представлено на мультимедийном экране
(один учащийся выходит к компьютеру, вставляет пропущенные буквы, остальные
ученики записывают слова в тетрадь).
Окон(нн)ый луч (оконный луч);
ра…кален(нн)ая страсть (раскаленная страсть); в ночи бе…дон(нн)ой (в ночи
бездонной); ш…пот осен(нн)ий (шёпот осенний); и…томлен(нн)ый взор (истомленный
взор); бе…он(нн)ые ночи (бессонные ночи); для пр…сыщен(нн)ой души (для
пресыщенной души); торжествен(нн)ая ноч… (торжественная ночь); замучен(нн)ый
совенок (замученный совенок); лебедем надмен(нн)ым (лебедем надменным);
блажен(нн)ый миг (блаженный миг); зацелован(нн)ые пальцы (зацелованные пальцы);
путь жертвен(нн)ый (путь жер твенный).
2-й
учащийся отвечает на вопросы:
-
рассказать о правописании Н и НН в причастиях и прилагательных;
-
определить тип словосочетаний (согласование);
-
какой троп преобладает в этих словосочетаниях (эпитет)?
-
устно сделать морфемный анализ слова замученный;
-
назвать способ образования этого слова (суффиксальный).
Учащиеся
2-го варианта выполняют задание, которое
представлено на доске (один учащийся работает у доски, он же отвечает на
поставленные к заданию вопросы; остальные записывают слова в тетрадь).
Тебя ц…луют (тебя целуют); страс…но
знать (страстно знать); стын…т в нетерпень… (стынет в нетерпенье); см…тает гарь
(сметает гарь); брезгливо пряч…ш… (брезгливо прячешь); меня любил; от роз
струит…ся (от роз струится).
-
вставить орфограммы;
-
определить спряжение глаголов;
-
образовать от данных глаголов причастия настоящего времени;
-
определить тип словосочетаний
(управление);
-
затранскрибируйте слова: целуют,
струится, страстно, от роз;
-
какие фонетические процессы происходят в каждом из слов? (редукция, стяжение,
выпадение, оглушение).
3.Фронтальный
опрос. (беседа)
- 3 мин.
Цель: повторить основные сведения о
группах сложноподчиненных предложений.
Вопросы
представлены на мультимедийном экране.
- Какие
предложения называют сложноподчиненными?
- В каких отношениях
находятся части сложноподчиненного предложения?
- Из каких
частей состоит сложноподчиненное предложение?
- С помощью
чего присоединяется придаточное предложение к главному?
- Назовите
основные виды придаточных предложений.
- Как на
письме отделяется главная часть от придаточной? (прежде, чем учащиеся
ответят на последний вопрос, рассмотрим примеры для анализа). (Предложения
на экране).
Ш.
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний. – 1 мин.
1.
Сообщение темы и целей урока.
Учитель: - Тема
сегодняшнего урока «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним
придаточным». Сегодня на уроке мы будем закреплять умение правильно ставить
знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным и тем
самым формировать навык пунктуационной грамотности.
1У.
Этап усвоения новых знаний - 7 мин.
Стр
338-339 Прочитать самостоятельно
-
Что знали до чтения параграфа?
Что
узнали нового?
1.Работа
с пунктуацией (синтез
индивидуальной и коллективной деятельности)
Цель: закрепление навыков грамотного
пунктуационного оформления сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
На экране предложения:
- Анна
Андреевна вспоминала, что огромного Державина подарил матери «прежний
муж».
- Мать,
у которой глаза всегда на мокром месте, с недоумением приглядывалась к
самой непонятной из своих дочерей.
- Когда
Анна написала свое первое стихотворение, ей было одиннадцать лет.
Учитель: - запишите предложения в тетрадь;
- расставьте знаки препинания;
- объясните постановку
запятых;
- выделите главное и
придаточное предложения;
- а теперь расскажите о знаках
препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
2.
Лингвистическая работа (беседа)
Цель: формирование
навыков культуры речи.
- В каком предложении все слова
употребляются в прямом значении? (3)
- Какой троп употребляет автор в первом предложении? (метонимия)
- На чем основана метонимия? (на смежности
предметов)
- Какое языковое средство вы видите во
втором предложении?
(фразеологизм).
- Что такое фразеологизмы? (устойчивые
сочетания слов)
У.
Этап закрепления новых знаний.
1.
Тестовые упражнения (коллективная деятельность) – 2 мин.
Цель:
подготовка к ЕГЭ.
1
группа выполняет задания А25 в тесте 2005-2006 года, 2 группа выполняет задание
А26 в тесте 2007 года. Номер парты, за которой вы сидите, – это номер вашего
варианта.
Тесты 2005-2006 года
А25
Вариант № 1
В
каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Байкал (1) вид которого (2) открылся
путешественникам (3) выглядел величественно спокойным.
1)
1, 3 2) 2 3) 2,3 4) 1, 2
Вариант № 2
В
каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Каменные дорожки (1) извилистые линии
(2) которых (3) символизируют поток
энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.
1)
1, 3 2) 1,4 3) 2, 3, 4 4) 2, 4
Вариант № 3
В
каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Для понимания вашего конспекта (1)
необходимо иметь перед глазами ту книгу (2) по поводу (3) которой (4) сделаны
заметки.
1)
1, 2, 4 2) 2 3) 1, 3 4) 2, 4
Вариант № 4
В
каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
В начале 1930 года (1) С.М. Бонди (2)
идеи (3) которого (4) позже осуществились при издании академического собрания
сочинений Пушкина (5) начинает систематическое изучение рукописей поэта.
1)
1, 3, 5 2) 2, 4 3) 2, 5 4) 3, 5
Вариант № 5
В
каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Со временем (1) Печорин все сильнее
ощущает некую раздвоенность (2) причины (3) которой (4) кроются в противоречии
между глубиной его натуры и жалкими действиями.
1)
1, 3 2) 2 3) 2, 4 4) 1, 4
Тесты 2007 года
Вариант № 1
В
каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Есть в русском искусстве имена (1) при
звуке (2) которых (3) в нашем
воображении (4) встает ряд совершенных образов.
1)
1 2) 2, 3 3) 1, 4 4) 1, 2, 3
Вариант № 2
В
каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Существование в человеческом мозге
особых нервных клеток (1) раздражение (2) которых (3) вызывает приятные и
неприятные ощущения (4) было доказано многочисленными опытами над животными.
1)
1, 3 2) 2 3) 2, 4 4) 1, 4
Вариант № 3
В
каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
За 100 с лишним лет (1) в науке
произошло (2) много событий (3) которые отражались в фантастике разных стран
по-разному.
1)
1, 3, 4 2) 2 3) 3 4) 2, 4
Вариант № 4
В
каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
За то время (1) на протяжении которого
(2) несут патрульную службу метеоспутники (3) накопилась масса новой
информации.
1)
1, 2, 3 2) 1, 3 3) 2 4) 1, 2
Вариант № 5
В
каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Есть у Некрасова (1) портрет такого
литератора (2) многим достоинствам (3) которого (4) помешал один коварный
недостаток.
1)
1, 4 2) 2, 4 3) 2 4) 3
2.
Самопроверка работы по вариантам (коррекция неправильных ответов). Правильные ответы на экране.
3.
Развивающее задание (в группах)
Составить
одно аналогичное тестовое задание для другой группы. Другая группа выполняет. Третья - проверяет.
4.
Самостоятельная работа (синтез индивидуальной и коллективной деятельности)
– 5 мин.
Цель: повторение основных сведений о
группах СПП,
проверка пунктуационной грамотности.
На мультимедийном экране предложения:
- Показалось,
что много ступеней.
- Когда
кончишь, скажи.
- Не
печально, что души моей нет на свете.
- Не
знаешь, как, усталая, я не решалась лечь.
- Жгу
до зари на окошке свечу
И ни о ком не тоскую,
Но не хочу, не хочу, не хочу знать
Как целуют другую.
- Просыпаться
на рассвете оттого, что радость душит.
- Слушать,
как стучит машина
И не думать ни о чем.
8. Но сердце знает, сердце знает,
Что ложа пятая пуста.
- Что
ты видишь, тускло на стену смотря.
В час, когда на небе поздняя заря?
10. Иль того ты видишь у своих колен,
Кто для белой смерти твой покинул плен?
11. Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть
на небо, и молиться Богу,
И долго
перед вечером бродить,
Чтоб
утомить ненужную тревогу.
12. Был блаженной моей колыбелью
Темный город
у грозной реки
И
торжественной брачной постелью,
Над которой
держали венки
Молодые твои
Серафимы.
13. Я над будущим тайно колдую,
Если вечер совсем голубой,
И предчувствую встречу вторую
Неизбежную встречу с тобой.
14.
Во мне печаль,
которой царь Давид
По-царски одарил тысячелетья.
Один
ученик на компьютере расставляет знаки препинания. Остальные учащиеся
разбиваются по группам и выписывают в тетрадь только номера предложений: 1-я
группа - с придаточными изъяснительными, 2-я группа - с придаточными
определительными, 3-я группа - с придаточными обстоятельственными.
5.
Взаимопроверка работы (правильные ответы на экране).
6.Лингвистическая
работа (беседа) – 5
мин.
Цель: формирование навыков культуры
речи.
На
экране отрывок из текста.
1. Основное место в лирике Ахматовой,
бесспорно, занимает любовная тема – как в народной песне и в сонетах Петрарки,
в лирике Гете и Пушкина, так и во всей мировой поэзии вообще. 2. Любовь в
стихотворениях Ахматовой- это чувство живое и подлинное, глубокое и человечное,
хотя в силу реальных жизненных причин тронутое печатью облагораживающего
страдания.
3. Чувство поэтессы знает разных героев,
и мы в настоящее время, в свете биографических данных, можем назвать их имена и
распознать их непохожие друг на друга лица в ее поэтическом изображении, и в то
же время они сливаются в едином образе большой, настоящей любви.
- К какому
типу речи относится этот отрывок?
(рассуждение)
- Каков стиль
текста? (публицистический)
- Какова тема
этого текста? (любовь в лирике А. Ахматовой)
- Какая идея
звучит в этом тексте? (любовь в стихотворениях А.Ахматовой – это чувство
живое и подлинное, глубокое и человечное)
- Определить
проблему текста. (какой мы видим любовь в произведениях поэтессы?)
- Контроль на
уроке. (работа по вариантам). – 7 мин.
Цель: проверить усвоение грамотного
пунктуационного оформления сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Работа в группах
Упражнение 478
по заданию
7. Проверка
работы.
У1. Домашнее задание. – 1 мин.
Цель:
информация о домашнем задании.
1-я группа. К
тексту, который мы разбирали на уроке, написать 2 аргумента.
2-я группа. Из
лирики А. Ахматовой выписать 10 сложноподчиненных предложений с одним
придаточным и определить вид придаточного предложения.
УП. Подведение
итога урока (беседа) – 1 мин.
Цель: анализ успешности и овладение знаниями и
способами деятельности.
Оценки за урок.
- Что мы сегодня повторили о
сложноподчиненном предложении?
- Какие знаки препинания ставятся в сложноподчиненном
предложении с одним придаточным?
УШ.
Рефлексия деятельности (беседа) – 1 мин.
Учитель:
- Успешно ли для вас прошел урок?
- Какие этапы урока встречали затруднения,
прошли легко, понравились?
- Как вы себя чувствовали на уроке?
- Что особенно понравилось?