2.4.2. Оценка  письменных работ учащихся

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нор­мативам:

 

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

"5"

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается по­следовательно.

4. Работа отличается богатст­вом словаря, разнообразием использованных синтаксиче­ских конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое един­ство и выразительность текста.

6. В целом в работе допуска­ется 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта.

Допускается:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грам­матическая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в ос­новном соответствует теме (отклонения незначительные).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются еди­ничные фактические неточно­сти.

3. Имеются незначительные нарушения последовательно­сти в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматиче­ский строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

6. В целом в работе допуска­ется не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунк­туационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунк­туационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 граммати­ческие ошибки.

«3»

1. В работе допущены суще­ственные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в глав­ном, но в ней имеются от­дельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообраз­ны употребляемые синтакси­ческие конструкции, встреча­ется неправильное словоупот­ребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

6. В целом в работе допуска­ется не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых не­дочётов.

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунк­туационные ошибки, или 3 орфографических и 5 пунк­туационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 граммати­ческие ошибки.

«2»

1. Работа не соответствует те­ме.

2. Допущено много фактиче­ских неточностей.

3. Нарушена последователь­ность изложения мыслей во всех частях работы, отсутст­вует связь между ними.

4. Крайне беден словарь, ра­бота написана короткими од­нотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотреб­ления.

5. Нарушено стилевое единст­во текста. 6. Допущено недочётов в со­держании и речевых недочётов больше, чем предусмот­рено отметкой "3".

Допущено орфографических, пунктуационных и граммати­ческих ошибок больше, чем предусмотрено отметкой "3".

 

Указанные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.

При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригиналь­ность замысла, уровень его композиционного и речевого оформления. На­личие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повы­сить оценку на 1 балл.

Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного на­писания на верное) оценка снижается на 1 балл. 

2.4.3. Виды ошибок и недочетов в речи учащихся                            

  С этой точки зрения весь отрицательный языковой материал делится на ошибки и недочеты. Ошибка — это нарушение требования правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим: так сказать (или написать) нельзя, это неправильно. Недочет — это нарушение требования коммуникативной целесообразности речи, нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи, т. е. богатой, точной и выразительной. Недочет мы расцениваем с точки зрения того, «хуже или лучше» сказано (или написано).

 Таким образом, основу классификации составляют следующие группировки ошибок и недочетов.

          I.      Грамматические ошибки.

  Грамматические ошибки

В речи функционируют три языковые единицы: слово, словосочетание, предложение. В структуре каждой из них может быть допущена ошибка. Поэтому группировку структурных, или грамматических, ошибок целесообразно произвести на основе тех языковых единиц, структура которых нарушена.

I. Ошибки в структуре слова:

1) в словообразовании (например: «непоседка» вместо непоседа, «раздумчивый взгляд» вместо задумчивый, «благородность» вместо благородство и под.);

2) в формообразовании:

а) имени существительного (например: «облаки», «рельса», «без тюли», «с повидлой», «без сапогов» и др.);

б) имени прилагательного (например: «красивше», «более красивее») ;

в) местоимения (например: «ихний», «ихи», «чегой-то»);

г) глагола (например: «ездиет», «хочат», «ждя», «ложит», «метается», «махает», «оставший рубль», «веревка с перекусанным концом»).

II. Ошибки в структуре словосочетания:

1) в согласовании (например: «Я занимаюсь теннисом и хочу научить всех этому, на мой взгляд, очень хорошим, но в то же время трудным спорту»);

2) в управлении (например: «удивляюсь его силой», «жаждам славе», «избежать от верной гибели», «набраться силами»).

III. Ошибки в структуре предложения:

1) нарушение границы предложения (например: «Собаки напа-1 ли на след зайца. И стали гонять его по вырубке», «Тимур был хорошим. Потому что он помогал семьям погибших»);

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например: «Торжество счастья захлестнула птицу», «Но не вечно ни юность, ни лето», «Цвет красок Шишкин применил светлые»);

3) ошибки в построении предложения с однородными членами («Девушка была румяной, гладко причесана», «Эта книга меня научила честности, смелости и уважать своих друзей»);

4) в предложении с причастным оборотом (например: «Деревья создавали тень, покрытые уже довольно густой листвой», «Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами»);

5) в предложении с деепричастным оборотом (например: «Продетая над бушующим океаном, силы стрижа иссякли», «На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги и упершись руками в колени»);

6)в сложном предложении (например: «Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами», «Поезд приближался к перрону, как в дверь купе заглянул пожилой мужчина», «Он готов согласиться даже с нелепым замечанием Хлестакова, когда тот сказал, что Земляника вчера был ниже ростом»);

7) смешение прямой и косвенной речи (например: «Скалозуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах моих»).

  Речевые ошибки и недочеты: [5].  

1)  речевые ошибки (или нарушения требования правильности речи);

2) речевые недочеты (нарушение требований точности, богатства и выразительности речи);