2.4.2. Оценка письменных работ учащихся
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Оценка |
Содержание и речь |
Грамотность |
"5" |
1. Содержание работы
полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки
отсутствуют. 3. Содержание излагается
последовательно. 4. Работа отличается
богатством словаря, разнообразием использованных синтаксических конструкций,
точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое
единство и выразительность текста. 6. В целом в работе
допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта. |
Допускается: 1
орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» |
1. Содержание работы в
основном соответствует теме (отклонения незначительные). 2. Содержание в основном
достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются
незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и
грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы
отличается единством и достаточной выразительностью. 6. В целом в работе
допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых
недочётов. |
Допускаются: 2 орфографические и 2
пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или
4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2
грамматические ошибки. |
«3» |
1. В работе допущены
существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в
главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные
нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и
однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не
отличается единством, речь недостаточно выразительна. 6. В целом в работе
допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов. |
Допускаются: 4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки, или 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок, или
7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок, а также 4
грамматические ошибки. |
«2» |
1. Работа не
соответствует теме. 2. Допущено много
фактических неточностей. 3. Нарушена
последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует
связь между ними. 4. Крайне беден словарь,
работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной
связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое
единство текста. 6. Допущено недочётов в содержании и речевых недочётов
больше, чем предусмотрено отметкой "3". |
Допущено
орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок больше, чем
предусмотрено отметкой "3". |
Указанные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5
страниц.
При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность
замысла, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие
оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1
балл.
Отличная отметка не выставляется при наличии более 3
исправлений.
При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания
на верное) оценка снижается на 1 балл.
2.4.3. Виды ошибок и недочетов в речи
учащихся
С
этой точки зрения весь отрицательный языковой материал делится на ошибки и
недочеты. Ошибка — это нарушение требования правильности речи, нарушение норм
литературного языка. О ней мы говорим: так сказать (или написать) нельзя, это
неправильно. Недочет — это нарушение требования коммуникативной
целесообразности речи, нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей
речи, т. е. богатой, точной и выразительной. Недочет мы расцениваем с точки
зрения того, «хуже или лучше» сказано (или написано).
Таким
образом, основу классификации составляют следующие группировки ошибок и
недочетов.
I. Грамматические ошибки.
Грамматические
ошибки
В речи функционируют три языковые
единицы: слово, словосочетание, предложение. В структуре каждой из них может
быть допущена ошибка. Поэтому группировку структурных, или грамматических,
ошибок целесообразно произвести на основе тех языковых единиц, структура
которых нарушена.
I. Ошибки в структуре слова:
1) в словообразовании (например:
«непоседка» вместо непоседа, «раздумчивый взгляд» вместо задумчивый,
«благородность» вместо благородство и под.);
2) в формообразовании:
а) имени существительного (например:
«облаки», «рельса», «без тюли», «с повидлой», «без сапогов» и др.);
б) имени прилагательного (например:
«красивше», «более красивее») ;
в) местоимения (например: «ихний»,
«ихи», «чегой-то»);
г) глагола (например: «ездиет», «хочат»,
«ждя», «ложит», «метается», «махает», «оставший рубль», «веревка с перекусанным
концом»).
II.
Ошибки в структуре словосочетания:
1) в согласовании (например: «Я
занимаюсь теннисом и хочу научить всех этому, на мой взгляд, очень хорошим, но
в то же время трудным спорту»);
2) в управлении (например: «удивляюсь
его силой», «жаждам славе», «избежать от верной гибели», «набраться силами»).
III. Ошибки в структуре предложения:
1) нарушение границы предложения
(например: «Собаки напа-1 ли на след зайца. И стали гонять его по вырубке»,
«Тимур был хорошим. Потому что он помогал семьям погибших»);
2) нарушение связи между подлежащим и
сказуемым (например: «Торжество счастья захлестнула птицу», «Но не вечно ни
юность, ни лето», «Цвет красок Шишкин применил светлые»);
3) ошибки в построении предложения с
однородными членами («Девушка была румяной, гладко причесана», «Эта книга меня
научила честности, смелости и уважать своих друзей»);
4) в предложении с причастным оборотом
(например: «Деревья создавали тень, покрытые уже довольно густой листвой»,
«Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами»);
5) в предложении с деепричастным
оборотом (например: «Продетая над бушующим океаном, силы стрижа иссякли», «На
картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги и упершись руками в
колени»);
6)в сложном предложении (например:
«Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами», «Поезд
приближался к перрону, как в дверь купе заглянул пожилой мужчина», «Он готов
согласиться даже с нелепым замечанием Хлестакова, когда тот сказал, что
Земляника вчера был ниже ростом»);
7) смешение прямой и косвенной речи
(например: «Скалозуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах
моих»).
Речевые ошибки и недочеты: [5].
1)
речевые ошибки (или нарушения требования правильности речи);
2) речевые недочеты (нарушение
требований точности, богатства и выразительности речи);